Апрель – самое подходящее время для активного велодвижения и всемирной акции «30 дней на велосипеде». В каждой точке Земли спортивные и не очень, молодые и крайне опытные, усиленно работающие и находящиеся на отдыхе юноши, барышни, а в некоторых случаях даже их собаки и кошки активно используют велосипед в качестве средства передвижения, физической нагрузки и морального удовольствия. Суть акции проста: на протяжении всего апреля нужно хоть пару метров, но обязательно раз в день провернуть педали вокруг их трудовой оси, невзирая на холод, дождь или палящее солнце. SB.BY – за здоровый образ жизни! Поэтому крутим педали все 30 дней апреля.
Гомель – город пышный, прекрасный и основанный нашими предками на высоком берегу полноводного по местным меркам Сожа. А следующие поколения гомельчан превратили населенный пункт в развитый железнодорожный узел. Все это очень хорошо и красиво, но совсем неудобно для веложителей.
Даже боюсь посчитать, сколько мостов, мостиков и прочих путепроводов насчитывается в Гомеле. Я лично уже в этом велоапреле пересекла со скрипом и стонами семь из них. Один из самых моих нелюбимых – Полесский мост на одноименной улице. Я когда-то освещала его открытие, когда новый путепровод над железной дорогой вблизи Никольского переезда построили параллельно с разрушающимся старым. Хотели обновить и старый, но остановились на моменте его сноса. Само сооружение вполне нормальное для машин, но уже очень крутое для велосипедистов. Его я принципиально перехожу пешком: если вверх я просто не в состоянии достаточно мощно накрутить педали, то несущееся вниз мое двухколесное транспортное средство элементарно вовремя не затормозит и влетит аккурат в остановку общественного транспорта. Потому, если мне сильно надо попасть в ту часть города, путь в центр чаще всего лежит через Мохов переезд. Это способ для людей и машин не через путепровод перебраться через железнодорожные пути. Тут главное успеть до закрытия шлагбаума: расположен переезд недалеко от вокзала, потому активность составов соответствующая. А бдительные железнодорожники оснастили все переезды суровым граффити с требованием спешиваться. Я слушаюсь! Но обогнавший меня давеча велоколлега с сомнением протянул:
– А что, тут прям перекатывать надо?
– Ну, тут собственно и написано, – показала я.
Не поверил, не спешился. Но я-то дочь железнодорожника, я про рельсы не шучу.
Под тем самым Полесским мостом тоже есть переезд, но здесь ты по земле в центр не попадешь. Тут два пути: или к служебным зданиям БелЖД (там, кстати, есть любопытные туристические объекты), или на Сельмаш. Но в этот микрорайон я обычно попадаю через кошмарнейшее для велопередвижения сооружение – мост, который ведет на 8-ю Иногороднюю из Западного микрорайона. Здесь крутые съезды с огромными бордюрами и настоящие просветы с шикарными видами, но очень уж небезопасные для проезжающих. Чтобы перебраться через пути, я даже иногда не жалею времени и нижней части спины, предпочитая объездной двухкилометровый путь через два железнодорожных перехода, гаражи, чудную улицу с гравийкой и лающих собак.
Отдельную гамму эмоций дают мосты через сам Сож. Тут уж по низу никак: плавать с велосипедом я еще не научилась. Сегодня я рванула в пригород через мост из Любенского микрорайона. По нему очень быстро (если не лениться) можно попасть в Севруки и Ченки, шикарные деревни, где активно строится жилье, отдыхают в санаториях люди, а местные жители традиционно страдают от паводка. Об истории и современности этих мест с высоты седла я вам обязательно расскажу завтра, ибо, забегая вперед, скажу, что свой верный транспорт я сегодня там подло и бросила. То есть оставила в гараже у надежных людей. Иногда мне кажется, что мой велосипед сам в шоке от того, насколько разнообразная у него жизнь.
А пока о дороге к краявідам и даляглядам. Если до Любенского микрорайона еще проходит шикарная велодорожка, то потом придется пострадать. Нет, теоретически она продолжается и по левой стороне дороги, ведущей на мост. На правой изначально делать нечего, потому что из-за высоких бордюров и многочисленных примыканий спешиваться придется раз семь. Но левая дорожка представляет собой узкий тротуар, который мы еще и должны делить с пешеходами. Он... хм.. не очень ровен, а иногда приходится переезжать по плитам, перекрывающим небольшие канавы для воды. Удивительно, но вверх я взлетела, не спуская ноги с педалей, вдохновилась шикарным видом на реку и город, пару раз проезжала по лужам, которые после дождя активно заполнили местные колдобины, а потом вдруг показалось, что наступил конец света...
Мимо меня промчался грузовичок. Внешне не было никаких изменений, но я ощущала, как штормит мост после каждого внушительного авто. Внутри себя я уже представила, как впиваюсь ногтями в асфальт, пытаясь не улететь в трещину, а вокруг меня в воду падают перила, куски бетона и машины. Вот я уверена, что сия конструкция железобетонно простоит еще не один десяток лет, но колебания на вершине моста запомню надолго!
Осознание велодня: я не трус, но лучше по земле..
#30днейнавелосипеде: корреспондент sb.by присоединилась к всемирной акции. День 21-й: о мостах
Фото:
Ольга ВАЛЬЧЕНКО