30 мая на сцене Белгосфилармонии состоится премьера оперы «Сказка о царе Салтане»

30 мая на сцене Белорусской государственной филармонии состоится показ музыкального оперного спектакля в двух действиях «Сказка о царе Салтане» композитора Николая Римского-Корсакова, созданного по одноименной сказке Александра Пушкина. Показ приурочен к 180-летнему юбилею композитора и 225-летнему юбилею поэта. Спектакль родился в Оперной студии Белорусской государственной академии музыки и стал дипломным спектаклем студентов пятого курса при участии почти 20 студентов всех курсов. Режиссером-постановщиком выступила заведующая кафедрой оперной подготовки и хореографии Ирина Крикунова. Дирижером стал главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра, народный артист Беларуси и профессор кафедры Александр Анисимов.

Два спектакля «Сказка о царе Салтане» в Белорусской государственной академии музыки прошли с аншлагами. Любопытно, что декорации к спектаклю были изготовлены самими студентами Белорусской государственной академии музыки, а костюмы предоставлены мастерской Национального академического Большого театра оперы и балета.

Следующим этапом этой работы стала совместная постановка этой оперы силами Белорусской государственной академии музыки и Белорусской государственной филармонии.

Главное отличие предстоящего показа этого спектакля в филармонии заключается в том, что в нем наряду со студентами-вокалистами и хором студентов Академии музыки примут участие и оперные звезды. Партию Царя Салтана исполнит приглашенный солист Большого театра России, бас-баритон Владимир Байков, выступающий сегодня на сценах ведущих оперных театров мира; а в образе Царицы Милитрисы предстанет режиссер спектакля, солистка Государственного академического симфонического оркестра, дипломант пяти фестивалей «Золотая маска» Ирина Крикунова.

bgam.by

«Для нас спектакль, посвященный юбилеям сразу двух гениев музыки и поэзии, стал по-настоящему работой студии-семьи, сплотившей и студентов, и педагогов, -- рассказывает дирижер Александр Анисимов. – Весь просвещенный мир в 2024-м активно отмечает юбилеи Римского-Корсакова и Пушкина. Я слежу за репертуаром мировых оперных сцен: не один крупный театр сегодня по-прежнему не обходится без русского репертуара. Иногда ставятся сразу два-три названия в сезон. И участвуют в этих постановках приглашенные российские певцы, часто с белорусскими корнями. Так что мы находимся в авангарде этого международного тренда».

Опера «Сказка о царе Салтане» в Минске никогда не шла, по словам маэстро Анисимова, в ней кипят вполне взрослые оперные страсти:

«Первое слово в названии, которое, кстати, в оригинале намного длиннее, – «сказка» отсылает нас к детству, к русскому фольклору, красивой сказочной истории, но у Пушкина нет ни одной сказки без глубокого, порой философского содержания, без обращения к далеко не детскому интеллекту. Это «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Алеко» и «Скупой Рыцарь» Сергея Рахманинова, «Золотой петушок» и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова. Все это – потрясающие музыкальные полотна, которые для меня стоят в мировой музыке в одном ряду со сказками и легендами, такими как: «Золушка», «Сон в летнюю ночь», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Сказки Гофмана» и «Легенда о невидимом граде Китеже».

bgam.by

Римский-Корсаков сочинил эту оперу после «Садко» и «Царской невесты». Он использует в ней фантастический оркестр, потрясающий вокал, великолепное звучание хоровой партитуры. Результат этого – серьезное взрослое произведение, не потерявшее при этом ни пушкинского юмора, ни иронии. Николай Андреевич большой мастер юмора в музыке – чего только стоит его «Полет шмеля» или эпизоды с белочкой и пьяным гонцом. Также мы слышим здесь красивую любовную лирику, яркие драматические кульминации, замечательные музыкальные контрасты. Даже небольшие партии требуют большого вокального мастерства. В опере есть персонажи – три корабельщика, у каждого из них своя ария. Как правило, эти партии, как и роли заморских гостей в опере «Садко» (индийского, веденецкого, варяжского), поручаются ведущим певцам. Царь Гвидон – партия для тенора, способного исполнить партии мирового репертуара – Германа, Хозе, Радамеса. Сопрановая партия Царицы Милитрисы написана для солистки, в репертуаре которой Лиза, Аида, Чио-Чио-Сан. Вспомним, что партия Царевны Лебедь была написана для жены художника Михаила Врубеля – Надежды Забелы-Врубель –  и сделала певицу звездой наравне с другими первыми исполнителями этого спектакля.

«Мы были очень увлечены этой работой с Ириной Крикуновой и рады, что наша увлеченность передалась и молодым артистам. Кстати, в 2013 году мы выпустили с ней эту оперу в Самарском академическом театре оперы и балета им. Шостаковича, где она идет до сих пор, часто – дважды в день, с аншлагами. Ирина Крикунова – не только режиссер спектакля, но и педагог, действующий вокалист. Она всегда может показать студентам, как должен звучать голос в той или иной партии и каким способом этого достичь», – делится Александр Анисимов.

bgam.by

Вместе с главным режиссером Большого театра и доцентом кафедры оперной подготовки и хореографии Анной Моторной, которая недавно выпустила со студентами и приглашенными солистами Большого театра дипломный спектакль «Иоланта», их объединяет неустанное стремление к совершенству и профессионализму.

 Оперная студия при поддержке маэстро Анисимова и его оркестра уже показывала на сцене филармонии свои постановки «Безумный денек» по мотивам оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» и сцены из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Успешным оказался и показ «Богемы» в Академии музыки. Идей у Александра Анисимова и его единомышленников по Академии музыки сегодня так много, что они всерьез задумываются о создании в Минске Молодежного оперного театра:

«Мы искренне мечтаем о такой площадке, на которой могли бы реализовать свои идеи. Площадка Молодежного театра могла бы стать рабочим местом выпускников академии и прекрасной лабораторией для нашей оперной студии.  Учебный корпус № 1 Академии музыки, наше красивое здание с концертным залом, скоро закрывается на ремонт, и мы надеемся на помощь коллег. Прежде всего филармонии и Большого театра, который имеет оборудованную сцену. Учебный процесс и подготовка белорусских оперных кадров не должны останавливаться. Именно этому посвящен показ оперы «Сказка о царе Салтане» на сцене филармонии 30 мая».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter