С июля вейпы приравняли к табачным изделиям
В нашей команде – старший участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних майор милиции Владимир Гордиевский и участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних лейтенант милиции Валентин Козловский. Чтобы слиться с толпой, сотрудники МВД сменили форму на джинсы и кроссовки.
Пятница, час пик. Направляемся в торговый центр, где расположен большой магазин для вейперов. Спойлер: этот киоск стал единственным в нашем списке, где у молодых людей интересовались документами. Занимаем очередь и становимся свидетелями диалога между покупателем и продавцом Дмитрием. Человек за прилавком отказывается отпустить товар юноше, «забывшему паспорт дома»:
– Мы не продавали жидкости и системы курения несовершеннолетним, даже когда закон этого не запрещал. Даже не пытайтесь обмануть меня, делая голос погрубее или выражение лица посуровее. Со мной такие штуки не проходят. У меня глаз наметан: всегда отличу школьника от студента.
Благодарим Дмитрия за бдительность и меняем дислокацию: направляемся в гипермаркет, расположенный у МКАД на востоке города. Вечером накануне уикенда здесь людно. У магазина электронных сигарет толчется молодежь.
Крутимся у витрины, делая вид, что выбираем заправку для вейпа, и следим за обстановкой. К прилавку подходит молодой человек, который представляется новичком в курении электронных сигарет и просит продавца помочь ему подобрать полный комплект: устройство, картридж, жидкость для заправки. Тот сразу же начинает предлагать варианты. Покупатель рассчитывается за товар, и в дело вступает Валентин Козловский:
– Милиция Первомайского района. Почему не проверили документы перед продажей табачных изделий?
– Потому что у меня не было сомнений в том, что он совершеннолетний – высокий, солидный. Принял его за студента. А сколько ему?
Оказалось, что юноше, который еще не успел отойти от прилавка, на днях исполнилось 18 лет.
– Знаете, что жидкости для курения можно продавать только лицам, достигшим 18 лет? Как давно работаете? – спрашивают сотрудники Первомайского РУВД.
– Три недели. Еще на стажировке, меня пока не приняли на работу. А этот мальчик в 18 выглядит на все 27, так что не возникло сомнения насчет возраста.
– Определять возраст на глаз не стоит. Если продадите жидкость для курения ребенку, то на вас могут составить протокол об административном правонарушении по статье 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению», по которому грозит штраф от 20 до 50 базовых величин.
– Обычно выплата круглой суммы заставляет продавца впредь обращать внимание на возраст покупателей, – рассуждает Владимир Гордиевский. – Как правило, повторных нарушений в течение нескольких лет в одном магазине не бывает. С начала года мы составили шесть протоколов по статье 12.17. По сравнению с 2018-м нарушителей законодательства стало гораздо меньше: профилактическая работа дает результаты. Нечестных на руку торговцев выявляем при задержании подростков в состоянии алкогольного опьянения. Первым делом выясняем, что пил и где взял. Не каждый продавец признается, что продал несовершеннолетнему спиртное, но камеры видеонаблюдения, которые установлены во всех торговых объектах, не дают соврать. Изымаем записи, смотрим, был ли на кассе тот или иной покупатель и что унес с собой.
Милиционеры вспоминают случаи, когда ребята в день совершеннолетия затаривались горячительным. Попросив предъявить паспорт и убедившись, что человеку стукнуло 18, продавцы отпускали спиртное, нарушая тем самым закон. Оказывается, ограничение на продажу снимается не в день рождения, а на следующий день.
Мы тем временем на машине мчим в сторону ларька у станции метро «Московская». Он у милиции на особом контроле.
– На продавцов этой точки уже составляли протокол. Посмотрим, помогло ли это, – говорит Валентин Козловский, обращая внимание на хрупкую барышню, которая подошла к окошку.
Через минуту у нее в руках появляются пиво и сигареты.
– Сотрудники Первомайского РУВД, – представляются милиционеры, подскажите, пожалуйста, сколько вам лет?
– 19, – покупательница воспринимает вопрос как комплимент и спешит сесть в троллейбус.
Продавец тем временем, подозревая, что могла продать товар несовершеннолетней, хватается одной рукой за сердце, другой – за голову и причитает о тяжелой доле и больших проблемах в семье, из-за которых она плохо концентрируется на работе.
Я практически начала ей сочувствовать, но сотрудники милиции предупредили:
– Это вы еще не видели, как ловко продавцы подкладывают подушки и превращаются в беременных, чтобы их пожалели и не штрафовали. После такого мы уже ничему не удивляемся.
Кстати, с продавцом последнего ларька Владимир Гордиевский и Валентин Козловский тоже провели профилактическую беседу, напомнив о штрафе, который можно получить за продажу несовершеннолетним табачных и спиртных изделий.
odubrovsk@sb.by