Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Все гуманитарии: филологи и историки». Познакомились с учителем, для которого профессия – семейная традиция

«В нашей семье все гуманитарии: филологи и историки»

В Мокрянской средней школе Быховского района Елена Цывилько работает больше 20 лет. Преподаватель белорусского языка и литературы прививает детям не только любовь к «матчынай мове». Вместе со школьниками она изучает историю родного края, ведет кружки «Спадчына» и «Фальклорная спадчына», знакомит учеников начальных классов с легендами и сказаниями, народными песнями, доставшимися в наследство от предков, местной топонимикой, объясняет смысл пословиц и поговорок. Елена Владимировна, в роду которой много учителей, уверена: наставник – не только предметник. Его задача шире: научить подрастающее поколение думать, анализировать, делать выводы, грамотно формулировать мысли.


В школу не ходила, но уже в нее играла

Что станет педагогом, уроженка деревни Мокрое Елена Цывилько знала с детства – еще в школу не ходила, а уже в нее играла:

– Дедушка Николай дал большую деревянную доску, мел, и я организовала уроки, на которые приходили соседские дети. Старательно выводила буквы, они усердно за мной переписывали. Читать и писать научилась рано. За это тоже благодарна дедушке: он очень много книг мне читал. А еще часто брал с собой на работу. Николай Романович Грищенко преподавал историю здесь же, в Мокрянской школе – одной из самых старых в Быховском районе. Основана она в 1851 году как трехклассное народное училище. После Великой Отечественной в здании разместилась школа, при ней – интернат, в котором жили дети из окрестных сел. Дедушка часто оставался с ними по вечерам, вместе дела­ли домашнее задание. Его уроки посещала лет с пяти. Тихонько сидела на последней парте и слушала, как он рассказывает о войне.



Рассказать было что. В 1941-м Николай Гри­щенко, окончивший десять классов, примкнул к 152-му партизанскому отря­ду Михаила Грицана. Трижды его тяжело ранили. Послед­няя травма от разорвавшейся мины сопровождалась тяжелой контузией. Выжил чудом. Один из боевых товарищей, не заметив засыпанного землей Нико­лая, наступил са­по­гом ему на лицо. Услышав стон, бойцы приня­лись отка­пывать раненого. Пос­ле госпиталя Николай Рома­нович отправился на фронт, с боями дошел до Берлина. Домо­й вернулся в 1946-м с орденами Красной Звезды, Отечественной вой­ны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу». До конц­а дней носил на лице шрам от того солдатского сапога, почти оглох на левое ухо, не видел левым глазо­м. Это не помешало ему стать замечательным настав­ником, кото­рого любили дети, уважали земляки и кото­рого помнят до сих пор.

Династия учителей

Учителем был и старший брат Николая Грищенко Афанасий. О своем родственнике-герое написал научно-исследовательскую работу «А шапку я всегда сниму перед могилой неизвестной» младший сын Елены Цывилько Павел, который сейчас учится в 10-м классе Мокрянской школы. Ее отметили на республиканском конкурсе «Войны священные страницы навеки в памяти людской».

Генеалогическое древо семьи Цывилько
Мама и сын Цывилько рассказывают:

– Об Афанасии Романовиче знали немного: работал в школе в Быхове, когда началась война, ушел биться с врагом. А в октябре 1941-го мать полу­чила весточку с фронта: «Ваш сын Афанасий пропал без вести». Все эти годы оставалось неизвестным, где он сложил голову, и лишь недавно выяснилось: в Ленинградской области.

Дело Афанасия продолжила и сестра брать­ев Грищенко Татья­на, которая стала учителем русского языка и литературы. В одной из сельских школ Быховского района много лет преподавал и их родной дядя. Учителем начальных классов после войны трудилась жена Николая Романовича Христина Ивановна, которая в Великую Оте­чественную служила партизанской связной. Ее родная сестра Мария и племянница Татьяна тоже выбрали педагогическую стезю.

Елена Цывилько уточняет:

– В нашей семье все гуманитарии: филологи и историки. Моя мама Татьяна Лавренкина проработала учителем русского языка и литературы больше 35 лет.

По стопам Николая Грищенко пошли шесть его внуков, два правнука. Старший сын Елены Владимировны Андрей, как и она, окончил МГУ имени А. А. Кулешова. Оба ее сына увлекаются историей, генеалогией. Вместе с мамой составили родовое древо, в котором десятка три ветвей – их предки до пятого колена. Оно хранится в школьном музее. А на стене в каби­нете директора Мокрянской школы Серге­я Лазарева – картина с изображением их учебного заведения. Ее нарисовал Павел Цывилько. К слову, сейчас Павел под руководством историка пишет научно-исследовательскую работу о найденных на территории Быховского района старинных крестах.

– Верность профессии учителя – своего рода наша семейная ценность

Прыгнуть с парашютом и поступить на журфак

Верность профессии учителя – своего рода семейная ценность, уверена Елена Владимировна:

– Детям объясняю, что главное в жизни – преемственность поколений, сохранение традиций, уважение к историческому наследию, верность корням, Родине. И белорусский язык они обязаны знать потому, что в нем живет душа народа.

Предметы быта, собранные в ходе школьных экспедиций

На пару с учителем истории Серге­ем Кулаевым Елена Цывилько организует школьные походы по памят­ным местам.

Педагог заверяет:

– Плохих учеников не бывает: всегда можно раскрыть потенциал, к каждому найти подход. Дедушкина фраза, с которой я согласна на все 100 процентов. Чтобы заинтересовать школьников, стараюсь постоянно развиваться, совершенствоваться, узнавать новое. Педагог должен быть в вечном творческом поиске и, конечно, искренне любить детей, свое дело.

Недавно Елена Владимировна получила еще одну специальность – учителя-логопеда. О чем еще мечтает? Прыгнуть с парашютом и поступить на журфак.




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter