Священник — о «внутрицерковном сектантстве», смысле жизни и том, насколько белорусы — верующая нация

«Ты получишь тот рай, который заслуживаешь»

Зачем мне Бог и можно ли обойтись без веры? Каждый человек, пусть даже максимально далекий от религии, так или иначе задается этими вопросами. Очевидно, отыскать ответы он должен сам. Но помочь выйти на правильный путь могут те, кому не впервой рассуждать на сложные темы. «СБ. Неделя» запускает проект «Символ веры» — цикл интервью с православными священниками о том, что волнует каждого думающего и сомневающегося. Начинаем с беседы с директором Минского духовного училища протоиереем Иоанном Задорожиным.

Протоиерей Иоанн Задорожин.

Труд, приводящий к радости

— Духовное училище находится прямо на тусовочной Зыбицкой. Есть здесь определенный символизм, не находите? У многих ощущение, что православие — синоним страдания: верующие должны отказаться от комфорта, жертвовать собой, чтобы попасть в рай. Или это стереотип?

— Однозначно стереотип. Хотя страдания неизбежны как у верующего, так и у неверующего. Но если ты с Богом, ты не называешь трудности страданиями, ты говоришь: испытания. Как спортсмен во время тяжелых тренировок, которые ведут к заветной золотой медали. Или как человек, который хочет поправить здоровье и соблюдает диету. Это тоже своего рода страдание, ведь он ограничивает себя в любимой еде. Но он знает, что делает это ради здоровья. Так и в жизни: если ты понимаешь, зачем живешь, значит, воспринимаешь любое испытание как урок. И выходишь из него сильнее. Поэтому, резюмируя, я бы сказал: православие — это труд, приводящий к радости.

— А как же фраза из Евангелия о том, что «проще верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царствие Божие»?

— Богатство и правда является некоторым препятствием к духовной жизни. Почему? Людям есть что терять, они больше привязаны к материальному. Но мы знаем много примеров святых, которые были состоятельными и жили по совести. Преподобный Серафим Вырицкий до принятия монашества был купцом, но помогал нищим, церквям — за это Господь его благословлял и умножал состояние. Кстати, насчет высказывания про игольное ушко есть несколько версий. Кто-то говорит, что так описаны узкие ворота в Иерусалим: человек, подобно верблюду, должен наклониться, разгрузиться от вещей — и только тогда сможет пройти. Если ты богат, но сердце твое с Богом, а не с благами, тогда ты и распоряжаешься всем правильно.

— Мне кажется, стереотип про страдания подпитывают и тогда, когда заставляют ребенка идти в храм. Говорят: стой, не двигайся, молись.

— Это совершенно неправильно! К сожалению, у такого воспитания много жертв. Большой вопрос, вернется ли когда-нибудь этот повзрослевший ребенок в церковь.  


Заставлять ни в коем случае нельзя. Если сделать поход в храм наказанием, это чувство останется в сердце на всю жизнь. Большая беда, когда православие так воспринимают. Кстати, в эту же когорту могу записать людей, которые делают в храме замечания — не так молишься, не так одет...  
Не надо вступать с ними в дискуссии: они вас, к сожалению, не услышат. Просто нужно помнить, что у них нет никакого права вас поучать и тем более что-то требовать от имени Церкви. Так бывает, что порой в храме мы сталкиваемся с неадекватным, заведомо несправедливым отношением. Что ж, как заметил однажды преподобный Паисий Святогорец, величайшую несправедливость подъял на себя Христос, который творил только добро — но его распяли на кресте, как преступника. «Те, кто терпит несправедливость, — самые любимые Божии чада», — говорит преподобный Паисий.

Дух Церкви — радость. Радость полноты бытия, осознания того, что не только человеку дано верить в Бога, но и Бог верит в человека. Попытки свести религию к системе запретов и агрессия в отношении тех, кто этой системе не вполне соответствует, — совсем не тот идеал, который раскрывается в Евангелии. Это «внутрицерковное сектантство».

«Не человек для субботы, а суббота для человека»

— Как возможно, чтобы человек ходил в церковь, соблюдал все посты, но людей ненавидел?

— То, что вы описали, называется внешней верой. Это когда человек строго исполняет правила, следует традициям, а внутри пустой. Христос, кстати, был революционером в этом плане, нарушал правило за правилом: в субботу исцелял, фарисеев критиковал. Говорил: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Внешнее выражение веры должно приводить к плодам духа — миру, любви, радости, долготерпению, кротости. Если этого нет, вера становится магической: поставлю свечку потолще, напишу записку подлиннее, тогда все будет хорошо.


— Но некоторые ведь говорят: «Зачем ходить в церковь, Бог у меня в душе».

— Духовная жизнь тесно связана с телесной: как дух влияет на тело, так и тело на дух. «Бог в душе» — это оправдание своей лени. Это удобный Бог, которого я придумал, лежа на диване. Так, может, и работать будем «в душе», есть «в душе», а в реальности — не сходить с того дивана? Пойти в храм на исповедь — это труд и мужество. Когда Бог видит твое желание, получается синергия: вы идете навстречу друг другу.

— В этом и есть смысл жизни? Просто если задать этот вопрос психологу, тот ответит: быть счастливым, жить в гармонии, быть в моменте. А по-христиански как?

— Поиск смысла жизни — главная тема в христианстве. Попасть в Царствие Небесное — не самоцель, как многие думают. Главная цель — Христос. Это можно отчасти уподобить любви между мужчиной и женщиной. Если ты по-настоящему влюбляешься, тебе нужен сам человек. Не какие-то коврижки и будущие блага: быть со Христом само по себе уже великое благо. Я понимаю, для обывателя это общие слова. Но если человек захочет прикоснуться, почувствовать, он для себя откроет настоящую веру и поймет, что церковь и таинства — это средства, чтобы приблизиться ко Христу.

Дружба — это не про сплетни и походы по барам

— Почему Бог не дает прямых и точных доказательств, что он есть? Зачем испытывать человека, мучить сомнениями?


— У меня есть две версии. Во-первых, если бы все было так легко, человек бы этого не ценил. Нужно потрудиться и самому дорасти. Во-вторых, это бы не помогло. В средневековой Италии произошло Ланчанское чудо: один священнослужитель усомнился в таинстве евхаристии, подумал, что преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы — только символ. Тогда хлеб и вино в его руках стали реальной плотью и кровью. Множество удивительных историй в Церкви происходило, происходит и будет происходить. И все равно многие не верят! «Просвещенная Европа» древнейшие монастыри и храмы превращает в гостиницы и бары. Бог дает нам доказательства, просто никто этого не видит, потому что избрали зло и сердце человеческое омрачено.

— Если открыть список грехов перед исповедью, кажется, что просить прощения нужно за все. Ну кто в жизни не сплетничал с подругами, не ревновал, не ругался матом. Тем более после исповеди нужно стараться такого не совершать, но это ведь невозможно.

— Этот список нам просто помогает понять, кто мы есть на самом деле. Большинство людей привыкли к своим грехам, пишут одно и то же. Можно сказать, расписываются в своем бездействии.  
Если ты не меняешься от исповеди к исповеди, это приговор. Так же, как приговор для спортсмена, когда он не становится лучше от тренировки к тренировке.

— Хорошо, допустим, я исповедовала грех гордыни. Как мне ни разу не возгордиться до следующего таинства?

— Порассуждай, почему ты гордишься. Если это самоутверждение за счет другого человека, мол, он редиска, а я такая молодец, — это плохо. В чем кого осудишь, в том и сам побудешь, как говорится. А если и правда есть причина, говори: «Я молодец, я этого достигла с помощью Божьей». Если контролируешь свои мысли, пойдешь вперед. То же самое с языком. Включи осознанность. Подумай: «Господи, что я несу! Совсем разошлась — этого осудила, того ниже плинтуса опустила».

— Забавно, что такими разговорами часто наполнена женская дружба.

— Тут еще большой вопрос в дружбе. Если она основана только на том, чтобы выпить вина в баре и поболтать о других, — это разве дружба? Какая же это подруга, она в первый удобный момент тебя предаст.

Легкого пути не будет

— А «подставлять вторую щеку» не хочется. Ведь на современном языке это означает: раз уступил — тебя сочтут слабым, бесхребетным, будут использовать бесконечно. Или я неправильно трактую?

— Уступить, тихо отойти — это не слабость, а сила. Так проявляется рассудительность человека, он сохраняет себя, свою душу. «Подставить щеку» — это когда ты не отвечаешь злом на зло, не мстишь, а отдаешь на суд Божий. А еще лучше — молишься за врагов. Насильно общаться с недоброжелателями нас ведь не заставляют. Достаточно простить. Да, на сердце останутся раны, но они со временем уйдут, а приобретем мы гораздо больше. К тому же наши земные враги — это лучшие друзья. Условная Валя, с которой ты сплетничаешь, тебе жесткую критику никогда не скажет, а тут можешь проанализировать, вдруг и правда что-то не так.


— Мы много говорили об осознанности и покаянии — очевидно, это труд. Но меня интересует один момент из Библии. Тот, где Господь простил разбойника и впустил его в рай. То есть, условно, человек всю жизнь был мерзавцем, но перед смертью покаялся — и все нормально? Зачем тогда стараться жить по заповедям?

— Голгофу можно сравнить с путем человечества. Двое грешили, оказались на кресте. Между ними — ни в чем не повинный страдалец. Один разбойник вместо того, чтобы оглянуться на ошибки, говорит: «Если ты Христос, спаси нас, сойди со креста». В таком состоянии он и заканчивает — Бог виноват, жизнь не сложилась, за что мне это все. А второй же понимает, что натворил, и не требует пустить его в рай. Он лишь говорит: «Помяни меня, Господи, во царствии своем». Он понимает, что никогда не будет там, и просит Христа лишь вспомнить о нем. Это осознание называется смирением. Разбойник искренне смирился со своей участью. В награду за это Господь сказал: «Ныне же со мной будешь в раю». Нам всем не хватает именно этого осознания.  
И если кто-то рассчитывает в последний момент попросить за все прощения и попасть в рай — такого не случится, этого не бывает по расчету. Недостаточно языком произнести «прости меня», а сердцем этого не почувствовать. Ты получишь тот рай, который заслуживаешь.
— Я бы еще добавила про последний момент: мы ведь не знаем, когда именно умрем. Нельзя сбрасывать со счетов пресловутый кирпич.

— Точно. Как говорится у классика: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он внезапно смертен».

Мы можем изменить будущее

— Проясните, пожалуйста: если Бог заранее знает будущее человека, то о каком выборе мы говорим?

— Бог знает будущее, но оно не предопределено. Нет такого, что Вася точно спасется, а Петя сто процентов погибнет. В таком случае какая ответственность на них, если все было бы решено? Мы можем изменить будущее своими поступками и выбором.

Фото БЕЛТА

 — А почему так много плохих людей, которые, очевидно, не спасутся?

— Потому что у нас есть свободная воля. Схоласты говорили: «Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?» Да. И этот камень — человек.

— Если мы не исправились во время земного пути, двери в рай для нас закрыты?

— Загробная участь тоже тайна, мы не знаем, можно ли в аду искупить грехи. Есть выражение: адские муки вечны, но не бесконечны. Вы можете спросить: если Бог есть любовь и он заранее знает, что человек пройдет свой путь недостойно, зачем тогда позволяет ему родиться? У Бога на каждого человека есть задумка. Даже самый плохой человек исполняет какую-то роль, у каждого есть предназначение в Промысле Божием.

Беларусь, по-вашему, верующая страна?

— Мне кажется, наши люди расположены к традиционным ценностям. Это видно и по школьной программе, которая формирует у детей представление о христианской культуре, ее роли в истории Беларуси, о традиционной семье как союзе мужчины и женщины, о любви и верности.  
Но двери и окна в мир иных «ценностей» открыты, я имею в виду интернет. И нам важно привить иммунитет к этим «ценностям» через личный пример веры и благочестия, а также доброго слова.  
Конечно, наше общество в основном верующее, но мало верить, нужно жить по вере и приносить добрый плод. Это сложный путь, как мы говорили, трудный, с помехами. Но тот, кто трудится, обретает великую радость, мир и спокойствие, а главное — смысл жизни, простирающийся из земной жизни к вечности!



ТОРЖЕСТВО ЧЕСТИ

В понедельник — великий православный праздник

11 сентября, в день памяти об Усекновении главы Иоанна Крестителя, Церковью установлен праздник и строгий пост. Это выражение скорби христиан о мученической смерти пророка, которому отрубили голову. Митрополит Сурожский Антоний говорил: «Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость. Но оно же значит «оставаться без дела». Без дела можно оставаться, когда захлестнет душу радость или когда руки опустились от горя и ужаса. Вот таков сегодняшний праздник».


О ТРУДАХ И ДУХОВНОМ ПУТИ

Республиканская научная конференция «Православие в исторических судьбах славянских народов» прошла в Бресте

Форум приурочили к 375‑летию кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Встречу организовали в рамках сотрудничества Брестской епархии и Синодальной исторической комиссии БПЦ. Конференция объединила представителей Брестского университета имени Пушкина, духовенство епархии, представителей молодежных братств и сестричеств милосердия, руководителей и преподавателей воскресных школ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter