Секреты морских традиций Брестчины кроются в судьбоносных событиях прошлого века
На днях спустили шлюпки на воду курсанты клуба юных моряков в Бресте. На Мухавце началась шлюпочная практика, во время которой брестские мальчишки и девчонки учатся, как говорят на флоте, ходить на веслах. Десять шлюпок лишь часть большой флотилии клуба, в которую входят суда и посерьезнее. На базе, расположенной на улице Набережной в областном центре, стоят три теплохода, баржа, парусная яхта. Большие буквы надписи «Олег Ольховский» на борту одного из теплоходов видны издалека. Кто такой Олег Ольховский? Чем еще, кроме плавания на шлюпках, занимаются юнги? Почему именно в Бресте вот уже почти два десятка лет существует единственный в республике морской клуб? Не многие брестчане могут ответить на эти вопросы. Между тем морское присутствие в областном центре отнюдь не случайно. У этой традиции глубокие исторические корни, интересное прошлое, сотканное из уникальных судеб сотен жителей края, так или иначе связанных с морем.
Личный враг Гитлера
...В конце минувшего века ушел из жизни брестчанин Федор Федорович Кабот. «Личный враг Гитлера», как окрестили пенсионера знавшие его журналисты. Было за что. В годы войны Федор Федорович служил радистом на подводной лодке С-13, которой командовал легендарный Александр Маринеско. В 1945 году субмарина дерзко пустила на дно вблизи Данцига плавучую базу «Вильгельм Густлов» с шестью тысячами отборных гитлеровцев. Во время объявленного по этому поводу в Третьем рейхе траура фюрер назвал всех членов экипажа подлодки своими кровными врагами.
Имя ветерана, после войны долгое время служившего на Северном флоте, мы вспомнили вместе с другим подводником из Бреста Владимиром Спириным, рассказавшим недавно читателям нашей газеты о пожаре на атомной подводной лодке К-19, на которой он служил в начале семидесятых. Разговор тогда сам собой перешел на воспоминания о трагедии «Курска». Старшим помощником капитана на затонувшей субмарине был Сергей Дудко, корни которого в Пинске, где живет его мать.
Брестские подводники лишь часть большого людского пласта Брестчины, связанного со службой на флоте. Если внимательно и пристально к нему присмотреться, то вырисовывается любопытная картина. Свидетелями почти всех значимых событий на морях и океанах с участием флота сначала царской, а потом советской России в минувшем столетии были моряки, кровно связанные с Брестчиной.
В этом контексте обращает на себя внимание и такой факт. Одно время Брестом и областью руководили три бывших моряка. Это председатель облисполкома Владимир Заломай, его первый заместитель Алексей Овечкин и председатель Брестского горисполкома Геннадий Мосько, служившие на флоте. Кстати, сейчас администрацию города возглавляет Александр Палышенков, в свое время закончивший Ленинградское речное училище.
Алексей Овечкин возглавляет сегодня брестское представительство российской общественной организации «Движение поддержки флота». По его утверждению, на кораблях Северного флота до 1990 года каждый третий моряк был белорусом. Статистика их географической принадлежности не велась, но нет сомнений, что представителей Брестчины среди них было немало.
Служили посланцы Брестчины и на Черном море. Спустя почти полвека пришла в поселок Ружаны Пружанского района награда, заслуженная старшим матросом линкора «Новороссийск» Василием Лабудой в 1955 году. К сожалению, в живых бывшего моряка уже не было, и орден Мужества от генерального российского консула принял его сын Андрей. Даже ему Василий Лабуда очень скупо рассказывал при жизни о том, что произошло 29 октября 1955 года в бухте под Севастополем, когда взорвался и затонул линкор «Новороссийск», а из более чем двухтысячного экипажа в живых осталось менее половины. Тогда трагедии не дали широкой огласки. Оставшимся в живых приказали помалкивать. До сих пор причина гибели линкора скрыта завесой тайны. Есть предположение, что лучший корабль военно-морских сил фашистской Италии, доставшийся после войны российскому флоту в качестве военного трофея и названный «Новороссийск», взорвали итальянские водолазы. Так это или нет, может быть, когда-нибудь расскажут архивы. Но родным восьми моряков срочной службы из Брестской области, погибшим на «Новороссийске», от этого вряд ли станет легче.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»
Фатальны и трагичны некоторые из многочисленных параллелей, связывающих Брестчину с флотом. Откуда они? Думая над этим, например, долго не мог понять, как оказался в 1904 году на крейсере «Варяг» крестьянин из Кобринского уезда Амвросий Селиванов, погибший во время боя с японской эскадрой у берегов Кореи. Но однажды на глаза попались материалы российской периодики о подготовке Российской империи к войне с Японией, и кое-что объяснилось. Оказывается, один из главных мобилизационных центров, формировавших из новобранцев пополнение для армии и флота, находился в Варшаве. Вот почему селянин из-под Кобрина, входившего тогда в Гродненскую губернию, как и многие другие его земляки, оказался на царском флоте. Многие из них участвовали в печально известном Цусимском морском сражении. Имена погибших тогда 34 матросов, выходцев с Брестчины, сегодня найдены в военно-морских архивах Санкт-Петербурга. Оставшиеся в живых моряки, вернувшись после русско-японской войны домой, вместе с семьями погибших товарищей спонсировали строительство в Бресте Свято-Николаевской братской церкви, отдавая этим дань памяти героям Цусимы. В прошлом году, когда отмечалось столетие Цусимской битвы, по инициативе брестского представительства российского объединения «Движение поддержки флота» у храма был установлен памятный знак, напоминающий о той трагедии и брестских моряках, ставших ее жертвами и свидетелями.
Так что военно-морскими традициями волей провидения крестьянская Брестчина обогатилась еще в самом начале минувшего века. Но гораздо масштабнее, чем царь, взялся за создание флотских кадров на Полесье Иосиф Сталин. Дело в том, что абсолютно сухопутной в морском отношении нашу республику назвать нельзя. Через Брестскую область проходит Днепровско-Бугский канал, который через реки Припять и Западный Буг теоретически дает возможность ходить как на Балтику, так и в Черное море. Вождь всех времен и народов эту теоретическую возможность решил воплотить в жизнь. В конце тридцатых годов велись грандиозные работы по расширению канала, повышению степени его судоходности. В противостоянии с Гитлером, в неизбежности столкновения с которым Сталин не сомневался, канал имел большое военно-стратегическое значение. В 1939 году в Пинске была образована речная флотилия. О степени ее боевой готовности и мобильности свидетельствует то, что уже в первые часы Великой Отечественной войны моряки Пинска по Днепровско-Бугскому каналу пошли на помощь защитникам объятой пламенем Брестской крепости. Но под Кобрином стало ясно, что перед авиацией немцев флотилия бессильна. С боями и тяжелыми потерями моряки отошли сначала к Пинску, а потом пытались пробиться на запасную базу в Киев. Эта попытка закончилась гибелью флотилии, лишенной поддержки с воздуха и земли. Оставшиеся в живых пополнили экипажи кораблей Черноморского флота, Волжской флотилии, стали защитниками Севастополя, Сталинграда. В 1944 году многие из них в составе экипажей боевых кораблей принимали участие в освобождении родного Пинска. Вот тогда и погиб геройски 15-летний юнга бронекатера Олег Ольховский, имя которого сейчас присвоено одному из теплоходов флотилии брестского клуба юных моряков.
После отступления немцев здесь вновь разместилась головная база речной флотилии, которая стала называться Днепровской. О том, чтобы своим ходом дойти до рек Западной Европы, не могло быть и речи — Днепровско-Бугский канал был разрушен. Флотилия следовала за войсками на железнодорожных платформах, большегрузных автомобилях. Огневую поддержку и десантирование войск осуществляла на Буге, Висле и Шпрее, участвовала в штурме Берлина.
Равнение — на Олега Ольховского
В послевоенное время Пинск стал крупным центром подготовки специалистов младшего командного состава для военно-морских сил СССР. После пинской морской учебки уходили служить на флоты огромной державы вплоть до конца 80-х годов ребята из городов и сел всей Беларуси. После распада СССР прекратил свое существование и учебный центр в Пинске. Но, как говорится, нет худа без добра. Часть учебного оборудования речной базы военно-морского флота СССР в Пинске оказалась в Бресте и стала собственностью клуба юных моряков. Например, доставшийся в наследство класс навигационной прокладки, занимающий целую комнату на учебной базе клуба, по своим методическим параметрам соответствует уровню высшего морского учебного заведения. Более десяти курсантов одновременно под автоматизированным контролем преподавателя могут отправиться здесь в виртуальное плавание в качестве штурмана судна. Сложным навигационным навыкам школьников обучает заведующий морским отделом клуба капитан второго ранга Александр Самойлов, служивший на Северном флоте. Руководит школой тоже бывалый моряк — капитан второго ранга Михаил Клим, которому также есть чему поучить курсантов.
Такие дисциплины, как морская биология, морская география, ведут в клубе преподаватели Брестского государственного университета имени Пушкина. Историю морского флота ребята могут изучать в стенах музея клуба. На видном месте — портрет вице-адмирала Георгия Холостякова, родившегося в Барановичах. В годы минувшей войны он командовал Дунайской флотилией, участвовавшей в освобождении Западной Европы от фашистов. А вообще, в экспонатах этого уникального музея отражена вся история военного судоходства — от древнеегипетских лодок до современных атомных субмарин. Некоторые периоды развития флота ярко проиллюстрированы. На первом стенде бросается в глаза картина, изображающая взятие Константинополя запорожскими казаками, приплывшими к древнему городу на своих челнах.
Но самые интересные уроки, конечно, проходят непосредственно на кораблях и шлюпках флотилии. Ее «адмирал» — заместитель директора клуба по флоту и базированию Александр Яныков. Он человек гражданский. Но не совсем. В свое время закончил Государственную морскую академию имени Макарова в Ленинграде. По специальности океанолог, специализирующийся на изучении физических явлений, происходящих на водных просторах планеты. Капитан теплохода «Олег Ольховский» Петр Николайчук 35 лет ходил по рекам Беларуси и Украины. А за штурвалом новенького теплохода «Фрост», подаренного клубу известной фирмой, стоит бывший курсант клуба юных моряков Александр Пармон. Детское увлечение привело его на речное отделение индустриального техникума в Светлогорске, после которого он вернулся в родной клуб уже профессионалом.
Профессиональными моряками становятся многие из полутора тысяч курсантов, постоянно занимающихся в клубе. Сегодня девять бывших юнг учатся в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга и Калининграда. В ближайшее время эта цифра станет большей. Как рассказал Алексей Овечкин, брестское представительство вышеупомянутого «Движения поддержки флота» добилось договоренности с россиянами о том, что определенное количество самых лучших курсантов брестского клуба юных моряков будет приниматься в военно-морские и гражданские колледжи и училища России по целевым направлениям. Всего же за время его существования с азами морского дела познакомилось около 20 000 брестских школьников. Немногие из них стали моряками. Но равнение на Олега Ольховского и других своих земляков в тельняшках они будут держать всю жизнь.