Пока западная авиаотрасль входит в штопор, Беларусь и Россия ставят задачи выше неба

Облачный сервис

«Боинг» сейчас на острие мирового внимания. Но не потому, что лучший, а потому, что удивляет и разочаровывает одновременно. По сути, этот авиабренд — зеркало американской экономики и политики, в котором отражаются все проблемы мирового гегемона. И суть не только в самолетах, а, скорее, в отношении к делу. Это настоящий кризис технологической культуры. Их машины гробят в прямом и переносном смысле та же политика двойных стандартов и системная подмена законов тяготения собственными корпоративными правилами. Впрочем, как и все, на что завязана Америка.


Проверку не прошли

Коммерческая основа авиагиганта с дроб­лением бизнеса и динамичным аутсорсингом показательно нивелирует качество машин и репутацию компании, которая создавалась многие десятилетия. А чего еще ожидать? Если использовать заведомо некачественные поддельные детали и подгонять элементы конструкции с помощью тучности сборщика, то заявленная надежность, конечно же, не будет соответствовать реальным характеристикам.  

Череда аварий и авиаинцидентов вызвала недоумение специалистов и объективные опасения в вопросах безопасности «Боинга». Проблемы у компании в области качества и надежности нарастают как снежный ком и уже тянут вниз всю мировую авиационную отрасль.

В этом году в ходе шестинедельного аудита американское федеральное управление гражданской авиации обнаружило под сотню нарушений производства знаменитых самолетов Boeing 737 Max. Треть техпроцессов вообще не смогла пройти проверку! А поставщики компонентов не выдержали испытания и более половины проверок. В связи с выявленными недостатками «Боингу» на треть урезали объемы ближайших поставок новых авиалайнеров. На этом фоне эксперты видят проблемы падающего качества в том, что часть структурных подразделений компании после распространения технологий дробления бизнеса переведена на аутсорсинг. В связи с этим многие важные процессы вышли из зоны жесткого контроля и эффективного управления. И по факту самолеты высочайшего класса в погоне за объемом производства и ростом продаж теперь в прямом смысле иногда собирают из левого хлама.

Как следствие, такие инциденты, как на Alaska Airlines, когда у самолета в небе оторвалась дверная заглушка запасного выхода, уже не являются исключением. И когда потерянную деталь нашли на одном из подворий Портленда на земле, оказалось, что та просто не была привинчена, — банальный недосмотр при сборке. То, что там постоянно что‑то недовинчивают, недокручивают и подменяют, стало привычной повседневностью, которая напрямую бьет по безопасности полетов. Еще в 2019 году было отмечено трехкратное превышение аварийности «Боинга» перед тем же «Аэробусом». И уже тогда американец получил титул чуть ли не самого опасного самолета, потому что за полвека загубил дивизию пассажиров. За период эксплуатации более двух сотен тех же 737‑х бортов не вернулось на аэродромы.

Обшивка летит отдельно

В копилке причин аэрофобии прибавилось с обнаружением электростатических нюансов, из‑за которых почти трем сотням самолетов новой линейки «Боинг» грозит потенциальная опасность возгорания прямо в небе. А вообще, разве могут не шокировать моменты, когда в полете отрывается незакрепленная обшивка корпуса фюзеляжа или турбулентность превращает салон в кровавый миксер? А скрываемые от аудита проблемы антиобледенительной системы или опасность возгорания двигателей прямо в небе?
Болячки американского авиа­производителя выползают из всех щелей. Все задаются логичным вопросом: как новые модели «Боингов» с таким букетом качественных просчетов преодолели первоначальную сертификацию со стороны регулятора? Но дело‑то в том, что ответов давать никто не собирался и не собирается. Более того, их никогда не дадут, их будут скрывать любыми доступными способами.
Ведь даже те, кто слишком резко и настойчиво поднимал тему нарушений технологий и качества производства «Боингов» в США, заканчивали жизнь очень странно, если не сказать больше. Чисто американская методика защиты репутации. И вот уже двое бывших сотрудников «Боинга», свидетельствовавших о вопиющих фактах технологических отступлений, обнаружены мертвыми. Они умерли от диагнозов, которыми никогда не страдали…

Советский двигатель

Безопасность полетов техники «Боинг», вне всяких сомнений, ушла на второй план под давлением коммерческой недобросовестности, самомнения и инклюзивности менеджмента. Но при всем при этом авиационные власти США не сильно стараются приструнить монополиста и поэтому лишь имитируют озабоченность пассажирской безопасностью. И если откровенно, то, вообще, как поставить на место того, на ком столько завязано даже помимо просто самих мировых перевозок?

«Боинг» лишь частично попытались в чем‑то ограничить, как сразу сократились полеты по всему миру, а за этим выросли цены на билеты и авиаперевозки.

Нельзя еще забывать, что эта компания ко всему прочему является крупнейшим контрагентом Пентагона и плотно участвует в его военных программах. Те же беспилотники стали частью глобальной милитаризации неба. В эпоху наращивания военных потенциалов акценты с пассажирской безопасности смещаются в сторону милитаризации промышленности, а, значит, число погибших в авиакатастрофах увеличивается.

Чего, например, стоит тяга «Боинга» к звездам. Хотя тут становится очевидным то, что Боливар явно не вытягивает двоих — небо и космос. Проект с NASA масштабный, но буксует уже длительное время. Он как тот же американский «Абрамс», который в украинском черноземе не хочет ехать.  
Ракетное детище Starliner с многоразовым потенциалом запуска, несмотря на усиленное финансирование, никак не могут использовать хотя бы один раз. Что‑то все не получается уверенного покорения космоса даже на уровне околоземной орбиты.  
Американский космический авангард не могут ни нормально пристыковать к российской МКС, ни просто хотя бы без проблем оторвать от Земли как беспилотно, так и пилотируемо по причине каких‑то постоянно возникающих ошибок.

Петля давления

Надо понимать, что «Боинг» является неотъемлемой частью экономической войны. Санкции и рестрикции по линии авиа­гиганта давно стали политикой и инструментом давления Америки на непокорных. Чуть что — они перекрывают доступ к машинам и их обслуживанию, закрывают аэропорты.
Например, с Беларусью и Россией всевозможные международные авиаструктуры действовали вопреки всем правовым нормам, зато исправно выполняли команды из Вашингтона, основного бенефициара «Боинга». Но этот кураж все равно временный, потому что Запад уже задыхается от санкционного рикошета. Что будет дальше?
Минск и Москва сидеть сложа руки не собираются. Уже сейчас запускаются совместные высокотехнологичные проекты в авиационной отрасли и даже в космосе. Пока «Боинг» терпит собственное разложение, Россия и Беларусь поставили себе задачи выше неба.

Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter