В январе 1944 года в тяжелых боях на подступах к Витебску советские войска вплотную подошли к железной дороге между областным центром и Оршей. Среди десятков танков на этом участке фронта во 2-м батальоне 26-й гвардейской Ельнинской танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского Краснознаменного ордена Суворова II степени танкового корпуса был один особенный — Т-34 с надписью на башне «Боевая подруга». Его механик-водитель — гвардии сержант Мария Октябрьская, первая в истории Советской армии женщина-танкист. Уроженка Крыма после гибели на фронте мужа продала все ценные вещи, внесла в Государственный банк СССР 50 тысяч рублей на покупку танка и направила телеграмму Сталину с просьбой отправить ее на фронт. Посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. В Беларуси о ней помнят, причем энтузиасты собрали уникальные документы, опровергающие некоторые мифы о событиях января, случившихся на Витебщине ровно 80 лет назад.
Учитель истории и заведующий музеем боевой славы Крынковской средней школы имени М. Т. Лынькова Лиозненского района Василий Купченок немало лет посвятил сбору материалов о Марии Октябрьской. В некоторых документах, которыми поделился с «СГ», указано другое ее имя — Тамара. Иногда она подписывалась так и в письмах, но есть и официальные документы.
— Фамилию Октябрьский взял себе ее будущий муж в 1924 году, а поженились они в 1925-м, — приводит детали Василий Александрович. — Расходятся и даты ее рождения: 1902 или 1904 год. Однако больше документов, подтверждающих, что на момент смерти Марии было 42.
В похоронке, которую получила на мужа, сообщалось: «Полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боев в Украине». Мария Васильевна хотела пойти воевать добровольцем и мстить за супруга, но по здоровью ее не взяли. Семья находилась в эвакуации. Вот что она писала сестре: «Я прошу денег 50 тысяч рублей. Ты продай мой крепдешин, черное платье креп-жоржетовое. Можно плюшевую дорожку, или марселевое одеяло, или костюм Ильюшин. У меня желудочные боли, жить не дают, понятно. Дуся, в общем, тебе нужно потрудиться еще немного, чтобы меня отправить… Дышать некогда». Сумма была неподъемная, но деньги собрали. В письме к Сталину Октябрьская писала: «Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь ворошиловским стрелком». Ее просьба была исполнена.
Смотрим архивные фотографии. Как удивительно преобразилась девушка в кокетливых нарядах и шляпке времен 1920-х, когда сменила платье на военную форму! Мария Васильевна в молодости слыла не только модницей, но и рукодельницей. В некоторых источниках писали, что часть денег на танк она заработала вышивкой.
Пройдя подготовку, в октябре 1943 года гвардии сержант Октябрьская сражалась в своем первом бою у деревни Новое Село на Витебщине (сейчас Толочинский район).
Роковой для Марии бой произошел в районе станции Крынки Лиозненского района. Управляя танком, Октябрьская вывела из строя три вражеские пулеметные точки и уничтожила до 20 солдат и офицеров противника. Неподалеку от станции, уточняет Василий Купченок, у боевой машины оказалась перебита левая гусеница. Экипаж попытался ее отремонтировать, но был обстрелян. Мины разорвались рядом. Стрелок Ясько успел спрятаться за танк, а Октябрьская получила ранение в голову. С поля боя раненую эвакуировали. Спустя некоторое время снаряд, выпущенный немецким танком, пробил бензобак и фактически сжег «Боевую подругу». Члены экипажа уцелели. Навещая Марию в госпитале, о судьбе машины ей не говорили. Предстояла тяжелая операция, но в марте в смоленском госпитале женщина умерла. Посмертно за героические действия во время боя Мария Октябрьская награждена орденом Ленина с присвоением звания Героя Советского Союза.
А вот о судьбе экипажа танка и самой «Боевой подруги» стало известно недавно.
В октябре 2022 года средней школе № 1 г. п. Лиозно присвоили имя Марии Октябрьской, приурочив событие к 10 октября — дню освобождения городского поселка от немецко-фашистских захватчиков. Это первая школа в Беларуси, удостоенная такой чести, есть еще три: в Калининграде, Джанкое и Томске. По словам учителя биологии, хранителя экспонатов музея этого учреждения образования Анжелы Якимович целый год собирали информацию о жизни Марии Васильевны. Связывались с другими школами в России, музеями, а также родственниками Героя Советского Союза, которые прислали письмо с согласием на присвоение школе ее имени.
Экипаж «Боевой подруги»: Петр ЧЕБОТЬКО, Михаил ГАЛКИН, Мария ОКТЯБРЬСКАЯ и Геннадий ЯСЬКО.
— За освобождение Лиозно и Лиозненского района 16 человек получили почетное звание Героя Советского Союза, — добавляет Анжела Якимович. — Среди них и Мария Октябрьская — единственная женщина.В марте прошлого года активисты школьного музея принимали участие в международной онлайн-конференции «Колокола памяти». Помимо школ, которые носят имя Марии Октябрьской, в ней участвовали еще 11 учреждений образования. Лиозненская семиклассница Марина Друнченко подготовила авторскую экскурсию «Времен связующая нить», ребята также продолжают исследовательскую работу. В Лиозно есть улица имени Марии Октябрьской, ее история включена в пешеходную экскурсию по горпоселку.
— Меня всегда интересовало, что произошло с экипажем «Боевой подруги», — рассказывает Анжела Якимович. — В районной книге «Память» указано: когда Марию Васильевну забирали с поля боя, она завещала своему экипажу дойти до Берлина и участвовать в Параде Победы. И это действительно случилось! Правда, был четвертый по счету танк, но члены экипажа пережили войну.
А что же боевая машина? Недавно десятилетние поиски ее следов увенчались успехом, о чем сообщили представители школы в Калининграде. Они получили ответ от командования Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. Оказывается, боевую машину отремонтировали и теперь она на ходу!
Уже несколько лет подряд восстановленный танк Т-34 «Боевая подруга» (четвертый, на котором воевали сослуживцы Марии) возглавляет Парад Победы в Благовещенске.yasko@sb.by
Фото из архива Василия КУПЧЕНКА и Анжелы ЯКИМОВИЧ