Скандал в OpenAI: как это повлияет на будущее индустрии искусственного интеллекта?

Тучи над силиконовой долиной

Последние несколько дней интернет лихорадит от новости об увольнении Сэма Альтмана с поста руководителя коммерческого подразделения OpenAI. И сегодня мы постараемся разобраться: какие внутренние противоречия разрывают OpenAI на части? Что будет с искусственным интеллектом в будущем? И причем здесь вообще Microsoft? Обо всем по порядку. 

Две стороны одной медали

За последние несколько лет компания OpenAI из небольшого некоммерческого стартапа превратилась во флагман всей индустрии ИИ. Организация начала свое существование еще в 2015 году, а среди сооснователей числятся Илон Маск, Сэм Альтман, Илья Суцкевер, Грег Брокман, Войцех Заремба и Андрей Карпаты. И уже тогда в компании были четко прописаны цели и планы: открыто и бескорыстно, принося пользу всей цивилизации, сотрудничать и публиковать свои наработки в открытых репозиториях. По сути, Маск и его товарищи организовали некоммерческий консорциум для разработки и развития проектов с открытым исходным кодом. В это же время компания смогла привлечь порядка 1 млрд долларов инвестиций из сторонних источников. При этом OpenAI по внутренней политике и форме управления до сих пор остается некоммерческой организацией. Это в свою очередь накладывает определенные ограничения на ее деятельность.

В 2022-м миру были представлены прорывные DALL-E и GPT. За очень короткий срок команда, решавшая прежде всего исследовательские задачи в направлении современного машинного обучения, оказалась в центре внимания инвесторов, СМИ и общества. Успех привел к невероятному увеличению нагрузки на имеющуюся инфраструктуру, и OpenAI столкнулась с проблемой нехватки вычислительных мощностей. А это удовольствие отнюдь не из дешевых.

Вместо того, чтобы преобразовать OpenAI в полноценную коммерческую компанию и сконцентрироваться на получении прибыли, руководство принимает решение создать под фасадом OpenAI подчиненное коммерческое подразделение. Его и возглавил Альтман. Фактически сейчас в мире существует две компании OpenAI: материнская, занимающаяся распространением открытых проектов, и дочерняя, цель которой – привлечь капитал больших компаний для своих разработок.

Как известно, больше всех денег дали боссы Microsoft. Баснословные 10 млрд долларов стали для нее одним из самых крупных капиталовложений последних лет. Согласно договоренности Microsoft будет получать 75 процентов прибыли OpenAI, пока та не вернет финансирование. После этого Microsoft достанутся 49 процентов OpenAI, а остальное останется у головной компании разработчика и других инвесторов. И несмотря на то, что Microsoft вошла в долю бизнеса, полный контроль и право вето остались за некоммерческой OpenAI, которая неподконтрольна никому. Вроде бы, всех все устраивало, пока материнская OpenAI в одночасье не уволила Альтмана. 

Мальчик, который полюбил деньги

Главной идеей на момент создания OpenAI было не допустить, чтобы в будущем продвинутый ИИ оказался в собственности какой-нибудь частной мегакорпорации. Идеологически все основатели OpenAI были под стать Маску. Илон крайне критически высказывался о последней деятельности коммерческого направления OpenAI в целом и о проектах Альтмана в частности. Альтман же, почувствовав хруст больших денег и запах успеха, пал в глазах руководства на «темную» сторону. В совете директоров начали появляться опасения, что погоня за прибылью повлечет за собой неконтролируемый рост влияния нейросетей на экономику и общество, что в конечном итоге обвалит существующий мир как конструкт.

Стоит отметить, что руководство всерьез рассматривало использование возможностей GPT-4 как один из сценариев «апокалипсиса». Компания специально сформировала исследовательскую группу, которая испытывала самые опасные варианты применения нейросети. Подобно Виктору Франкенштейну, OpenAI побаивалась своего «монстра» и искала способы его контролировать.

Сэм Альтман же после сделки с Microsoft стремился продать как можно больше подписок и начал лоббировать внедрение ИИ во всех сферах без разбора. А в своей деятельности стал отчитываться не только перед материнской OpenAI, но и перед акционерами Microsoft.

Собственно, самой популярной и, скорее всего, самой близкой к правде причиной увольнения Альтмана являются неразрешимые идеологические противоречия между политикой коммерческой части компании и некоммерческой. Скрепы изначально заложенных в OpenAI идеалов начали трещать. И руководство, пользуясь тем, что ему не перед кем отчитываться, приняло решение: нет человека – нет проблемы. 

Гром среди ясного неба

Увольнение Альтмана оказалось большой неожиданностью для отрасли и для него самого. А необычная формулировка «не всегда был откровенен в общении с советом директоров» напускала туман для спекуляций. В заявлении компании было сказано: Альтмана уволили после «тщательного анализа», и «совет директоров больше не уверен, что он способен продолжать руководить OpenAI». Впрочем, уволенного поблагодарили за большой вклад в создание и развитие компании и выставили с сумками на мороз. Вскоре после этого о своем уходе с должности объявил еще один из основателей OpenAI Грег Брокман. Вслед за ним из компании ушли еще трое старших разработчиков. А новое руководство коммерческого подразделения всячески начало выражать поддержку уволенным сотрудникам. На фоне начавшихся отставок и под напором инвесторов и общественности совет директоров начал переговоры о возвращении Альтмана на свою должность. 

Смерть под звуки оваций

Чтобы спасти свои инвестиции, Microsoft попыталась уладить внутренний конфликт в OpenAI. И после того, как в СМИ появилась информация о том, что переговоры с треском провалились, глава Microsoft Сатья Наделла лично объявил о найме Альтмана и создании для него персональной исследовательской лаборатории для продолжения работы над ИИ. Как говорится, с блэкджеком и всем остальным. На фоне этой информации акции техногиганта обновили свой исторический максимум.

При этом, по словам OpenAI, она намерена продолжить сотрудничество с Microsoft. Оно и понятно, ведь без финансовой поддержки гиганта OpenAI придется несладко. Сохранение сделки, с одной стороны, позволит удержать тонущий корабль на плаву, а с другой – блокирует вступление в OpenAI других компаний и сдержит ее рост. И нет сомнений, что кран с деньгами скоро перекроют. Потому что вместе с Альтманом в Microsoft уходят и ключевые специалисты, которые хотят продолжить работу над чисто коммерческим внедрением GPT.

Принимая такие серьезные кадровые решения, OpenAI допустила серьезную ошибку. Вместо того, чтобы, сохраняя изначальные идеалы компании, попытаться сместить Альтмана с поста «по-тихому» через год-другой, допустила «бунт на корабле» и привлекла к себе ненужную шумиху. А в итоге и вовсе прогнулась под требования техногиганта в лице Microsoft.

Уже сегодня наблюдаются масштабные технические сбои в работе сервисов OpenAI. И, думается мне, это лояльяные Альтману сотрудники устраивают тихий саботаж, раскачивая и без того шаткое положение компании. OpenAI уже официально объявила, что Альтман все-таки вернется в компанию на пост CEO. Когда и на каких условиях – общественности знать не положено. Скорее всего, Microsoft поставит туда уже «своего» человека для дальнейшего враждебного поглощения. И в скором времени стоит ожидать «сенсационных» новостей о том, что OpenAI «со всеми потрохами» будет выкуплен техногигантом. Все наработки и патенты, которые отцы-основатели пытались уберечь от «злых» корпораций, перейдут в цепкие когтистые лапы оных. Как говорится, «за что боролись, на то и напоролись».

Будущее проектов, развивающихся под эгидой OpenAI, очень туманно. Последствия поспешно принятых решений могут отбросить индустрию ИИ на несколько лет назад. Но нужно быть реалистом и понимать: то, чего боятся руководители OpenAI и из-за чего они уволили Альтмана, так или иначе произойдет. Альтман привел компанию к неоспоримому лидерству в сфере ИИ. Под его руководством OpenAI создала самый популярный и быстрорастущий ИИ-сервис в мире. И хоть компания и была в числе первых, но отнюдь не единственной. За прорывом OpenAI как грибы после дождя начали появляться другие организации и стартапы.

Сам факт того, что корпоративный конфликт в одной-единственной компании мгновенно стал главной мировой новостью, говорит о том, насколько большое внимание сегодня уделено отрасли ИИ. Это, в свою очередь, приведет к еще большему вливанию вложений. Но деньги не в состоянии решить многие проблемы, стоящие перед индустрией. Дефицит специалистов и вычислительных мощностей никто не отменял, а в тени всего этого стоят проблемы регулирования, связанные с применением технологий ИИ. Любителей теории заговора спешу заверить, что порабощение человечества искусственным интеллектом не отменяется, а всего лишь откладывается на неопределенный срок. Будем наблюдать.

Фото Pexels

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter