Правовая гарантия достойной жизни. О чем «Р» рассказала заместитель Председателя Конституционного Суда

Основа стабильного развития

Общество развивается гармонично, когда происходящие в нем события и процессы четко регулируются, а для решения каждой проблемы существует свой рецепт. Основы белорусского государства и общества, направление их развития установила Конституция, принятая 15 марта 1994 года. Эффективность Конституции, действующей с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, доказывает современная благополучная жизнь в суверенной стране. Контроль за соблюдением Основного Закона страны осуществляет Конституционный Суд. В преддверии 30-летия Конституции «Р» обсудила с заместителем Председателя Конституционного Суда Натальей Карпович наиболее значимые результаты работы, изменения в соответствии с обновленной Конституцией и, в частности, право на конституционную жалобу граждан и организаций.

Заключения и решения

Конституция Беларуси закрепила положения о контроле конституционности правовых актов в государстве. Символично, что первое заключение Конституционного Суда было посвящено защите конституционных прав граждан.

— Не соответствующими Конституции признали нормы Кодекса законов о труде, которые позволяли нанимателю расторгнуть трудовой договор в связи с достижением работником пенсионного возраста, — уточняет Наталья Карпович.

За 30-летие деятельности Конституционный Суд принял 74 заключения по результатам проверки соответствия Конституции нормативных правовых актов и 1522 решения. В их числе — 1026 решений по результатам проверки принятых Парламентом законов до их подписания Президентом, а также 216 решений об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности. Более 80 процентов этих решений уже исполнено — в законодательство внесены необходимые изменения.

— В решениях Конституционного Суда сформулировано более трех сотен правовых позиций. В них раскрываются содержание конституционных положений, конституционно-правовое значение норм текущего законодательства, указывается на выявленные в нормах законов случаи правовой неопределенности. Законодатель и правоприменители учитывают правовые позиции Конституционного Суда при разработке и принятии новых законов, а также в ходе реализации конкретных правоотношений. Эти правовые позиции являются вкладом в развитие современной доктрины конституционного права, — указывает заслуженный юрист Беларуси.

В ежегодно принимаемых посланиях Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания Беларуси дается оценка состояния конституционной законности в стране, излагаются ориентиры стабильного развития правовой системы государства, вносятся предложения о мерах по обеспечению такого развития с учетом современных реалий.

— Мы можем гордиться уровнем состояния конституционной законности в Беларуси, слаженной работой наших государственных органов по реализации конституционных гарантий прав и свобод граждан, устойчивого развития всех сфер жизни общества и государства, обеспечивающего эти гарантии, а также возрастанием созидательной активности гражданского общества в этих направлениях, — уверена Наталья Александровна.


Актуальные изменения

Основной Закон страны меняется с учетом требований времени. Два года назад на республиканском референдуме приняты изменения и дополнения в Конституцию. Они коснулись многих сфер нашей жизни и Конституционного Суда в том числе.

— Для расширения использования возможностей контроля в защите конституционных ценностей уточнена компетенция Конституционного Суда. К его полномочиям отнесена проверка конституционности законов, указов Президента, постановлений Совета Министров и нормативных правовых актов других государственных органов, дача заключений о толковании Конституции, о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также вопросов, выносимых на республиканский референдум, не вступивших в силу международных договоров Беларуси, — отмечает Наталья Карпович. — Предусмотрено также вынесение Конституционным Судом решений по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, а также по запросам судов при рассмотрении ими конкретных дел.

Теперь избрание судей Конституционного Суда входит в компетенцию Всебелорусского народного собрания. Порядок его определен в Законе «О Всебелорусском народном собрании». По мнению экспертов, это укрепит гарантии независимого осуществления Конституционным Судом своих функций. Проведена значительная работа по обновлению нормативной базы. Уже вступила в силу новая редакция Закона «О конституционном судопроизводстве». Необходимые изменения внесены также в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Избирательный кодекс, Налоговый кодекс, Закон «Об исполнительном производстве» и другие акты.

— Расширение полномочий Конституционного Суда поспособствует укреплению механизмов защиты конституционного строя Беларуси, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия, — уверена Наталья Александровна. — Так, в связи с возложением на Конституционный Суд полномочия толкования Конституции по предложениям высших конституционных органов отмечу, что законом закреплена обязательность соответствующих заключений Конституционного Суда для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что исключается любое иное истолкование норм Конституции субъектами правоотношений.

Конституционный Суд наделен правом проверить конституционность любого действующего нормативного правового акта. Для этого к нему должно поступить соответствующее предложение Президента, Президиума ВНС, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров.

Наталья Карпович отмечает также право граждан и организаций ставить вопросы для внесения их на рассмотрение Конституционного Суда:

— Предложение вышеназванных органов Конституционному Суду дать заключение о соответствии Конституции нормативного правового акта может быть основано на обращении гражданина, организации, по мнению которых применением этого акта нарушаются их права, свободы и законные интересы. Косвенный доступ к конституционному правосудию выступает гарантией в правовом государстве неотложного пресечения нарушения конституционных прав и свобод.

Объект контроля — закон

Обновленная Конституция закрепила право граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушения, по их мнению, конституционных прав. И некоторые этим уже воспользовались.

— С даты вступления в силу новой редакции Закона «О конституционном судопроизводстве» в Конституционный Суд поступило более 50 обращений граждан, — сообщила заместитель Председателя Конституционного Суда. — Все поступающие к нам жалобы тщательно изучаются. Впрочем, многие из них фактически содержат просьбу проверить законность и обоснованность судебного постановления, вынесенного судами общей юрисдикции, либо разрешить конкретную правоприменительную ситуацию. Однако такие вопросы не подведомственны Конституционному Суду. Объектом конституционного контроля по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод могут выступать только законы. Поэтому в конституционной жалобе необходимо указать конкретные нормы закона, конституционность которых предлагается проверить. Важно обосновать, что в результате применения в конкретном деле этих норм нарушены конституционные права и свободы гражданина.

Конституционная жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года со дня принятия решения или судебного постановления, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты. Если этот срок пропущен по уважительным причинам, гражданин вправе ходатайствовать перед Конституционным Судом о его восстановлении.

О результатах предварительного рассмотрения конституционных жалоб Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя. В случае несоответствия жалобы установленным требованиям разъясняется, в чем именно оно выражается. При этом гражданин не лишается права на повторное обращение с конституционной жалобой по тому же предмету после устранения недостатков.

— Реализуя свое право на обращение в Конституционный Суд, граждане становятся активными субъектами социального контроля за качеством нормотворческой деятельности, объединения усилий государства и общества в поддержании конституционного правопорядка, — считает Наталья Карпович.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter