Аполлон и «железный человек» на одной сцене? Да, завтра на гала-концерте, завершающем фестиваль «Балетное лето в Большом», на одной сцене окажутся Денис Климук, с которого лепили статую Аполлона, украшающую фронтон нашего театра, и Олег Габышев, ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана, бегающий марафоны и занимающий призовые места на соревнованиях по триатлону. С ними, а также женой Дениса и партнершей Олега Любовью Андреевой я встретилась в Санкт-Петербурге.
Любовь Андреева и Олег Габышев.
Но для начала — о самом концерте. Фестиваль «Балетное лето в Большом» в прошлом году не состоялся из-за пандемии, но в нынешнем собирает полные залы. Из Мариинского на гала-представление приедут Дарья Павленко, Игорь Колб, Оксана Скорик и Андрей Ермаков, из московского Большого — Анна Тихомирова и Александр Смольянинов. А солисты нашего Большого подготовили массу сюрпризов: они выйдут в новых образах и станцуют совсем другую, отличную от той, к которой мы все привыкли, хореографию. Так что нас ждет и праздник, и открытия.
— С каким настроением едете в Минск? Встретиться со своей публикой, которая вас помнит? — спрашиваю Дениса Климука.
— Если зритель помнит, ведь прошло много времени.
— Вы же на театре стоите!
— Когда началась эта история с Аполлоном, мне было очень интересно, и это прошло как-то незаметно. А потом, когда об этом начали говорить, стало очень неловко, и я долго стеснялся.
— Но почему?
— Не знаю. Как-то слишком пафосно. На самом деле мне очень хочется в Беларусь, я скучаю.
Я считаю Большой родным, главным театром в жизни: он сыграл решающую роль в моем становлении, он значит все для меня. Очень хочется встретиться с публикой, друзьями, которых не видел тысячу лет, со своей семьей.Ну раз сам Денис своего Аполлона как будто стесняется, спрошу у Любови Андреевой:
— А каково это — быть женой Аполлона?
— Очень хорошо, — смеется.
— А почему вы решили уехать из Минска?
— Мне просто хотелось чего-то нового, я никогда не была фанаткой классического танца. Мне очень нравилась современная хореография, еще в училище. В классической вариации вы не живете. Нужно колоссально чисто, красиво танцевать, но ты не живешь в это время. И когда я увидела хореографию Эйфмана, а именно спектакль «Онегин», у меня был шок. Я не понимала, как такое вообще возможно, как они это делают? Все так сложно, как они это запомнили?
Но тот первый шок давно прошел, Любовь Андреева уже десять лет как ведущая солистка театра Бориса Эйфмана, более того, она, учившаяся искусству хореографии у Валентина Елизарьева, сегодня ассистент у Эйфмана.
— Ассистент балетмейстера — это что?
— Это тело, на которое ставится почти все.
— И как ощущения тела?
— Разные, — смеется. — Бывает, тело говорит: может, уже пойдем отдохнем? Конечно, это сложнее, чем когда ты готовишь одну партию. Вот, например, в «Родене» две женские партии, и они обе, Камилла и Роза, прошли через мое тело. В «Страстях по Мольеру» и Мадлен, и Арманда прошли через меня.
— Будете танцевать с Денисом на нашем гала-концерте?
— Нет, я буду танцевать с Олегом Габышевым, а он — с Дашей Павленко. У каждого из нас своя балетная пара.
Народный артист Беларуси Игорь Артамонов называет Олега Габышева одним из лучших танцовщиков своего поколения. И вот он сидит передо мной — лучший танцовщик и «железный человек».
— Как сочетается спорт с балетом?
— Он перед спектаклем может пробежать марафон или проплыть, — говорит Люба. — Ты расскажи, для чего начал бегать.
— Это амбиции, чтобы выделиться, — смеется Олег, но тут же становится серьезным: — Но я понял такую интересную для себя идею.
В мире есть очень много базовых законов, которые распространяются на все. Энергия, которая внутри нас и снаружи, требует движения. И чем больше энергии я отдаю, тем больше получаю обратно.Потом организм крепчает, становится более толерантным к нагрузкам, и это здорово помогает в профессии.
— А за что вы любите хореографию Эйфмана?
— Это интересные роли, всегда испытание для артиста. Партии Чайковского, Мольера или Родена требуют физической и эмоциональной подготовки. Это своего рода сценический марафон. Я, кстати, и занялся бегом, когда готовился к роли Чайковского и понял, что немного не справляюсь с ней. И тогда нашел способ, как можно себя усовершенствовать. Бег, плавание дают мне большую свободу на сцене: я меньше переживаю, что устану, и сильнее концентрируюсь на образе.
На завтрашнем гала-концерте Олег Габышев с Любовью Андреевой исполнят не только фрагмент из балета Бориса Эйфмана «Анна Каренина», но и номер «Лень», поставленный Олегом на музыку Алексея Айги.
— Знаете, Валентин Елизарьев говорит, что из премьеров редко получаются хореографы. Вы готовы поспорить?
— Да, скорее, согласен, — смеется. Он вообще смотрит на жизнь с юмором. — Видите ли, я не считаю себя настоящим хореографом. У меня есть небольшие миниатюры, которые хорошо оценены. Например, номер «Лень» был удостоен премии на международном конкурсе, и награду мне вручал сам Григорович. Но подлинным хореографом можно стать, лишь создавая полноформатные, масштабные спектакли. Тогда ты имеешь право с уверенностью именовать себя творцом балетного искусства.
Игорь Колб.
— Планируете?
— Планирую, но если не пойдет? Вдруг это не мое? Я попытаюсь максимально честно войти в мир хореографии. Если он примет меня, буду очень рад, если нет…
— А как вы поймете? Это будет внутреннее чувство или имеет значение внешняя оценка?
— И внутреннее чувство, и внешняя оценка тоже. Хореограф работает для публики, которую невозможно обмануть. Но ты найдешь своего зрителя и своих, как говорят, хейтеров. Тут есть важный момент: когда я понял, что все равно кому-то не понравлюсь, это сняло с меня определенный груз. Я перестал стремиться всем угодить. И тогда решил для себя: надо работать над тем, к чему тебя влечет. Ставить на ту музыку и те сюжеты, которые тебя вдохновляют. И если это получит хороший отклик — здорово. Если нет, значит, твой стиль и вкусы очень странные и сейчас могут быть не поняты.
— А вы раньше в Минске были?
— Да. Город мне нравится. Он очень чистый, приветливый. Наверное, минчане много раз слышали подобные комплименты. И эта комфортная, доброжелательная атмосфера создает ощущение внутренней легкости. Есть даже такая духовная практика: люди освобождают свое жизненное пространство от всего лишнего, чтобы обрести гармонию. Именно ее ощущаешь, когда гуляешь по Минску.
Думаю, минские любители балета замерли в предвкушении: такие звезды к нам приезжают нечасто. Увидимся завтра!
plesk@sb.by
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ БОЛЬШИМ ТЕАТРОМ БЕЛАРУСИ.