Синоптики мира никак не могут определиться с характером наступающей зимы. Одни уверяют, что будет она мягкой и малоснежной, другие считают, что, несмотря на тепло, осадков выпадет много, а третьи и вовсе обещают стужу и снегопады. Мы, конечно, будем питать надежду, что матушка‑зима и землю укроет белым пледом, и за нос дружески ущипнет морозцем. А вот те, кто отвечает за безопасное состояние дорог, о зиме не гадают — к ней хорошенько готовятся. В этом корреспонденты «СБ. Недели» убедились, посетив ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома».
Внушительный арсенал
Комбинированные дорожные машины (КДМ) количеством более тридцати единиц, оборудованные отвалами и щетками, выстроились на площадке, как солдаты на плацу. Напротив них — шеренга самосвалов с установленными пескосолераспределителями. Чуть позади скромно пристроились снегопогрузчики, называемые «золотыми ручками» — из‑за лап, которыми они нагребают снег на свою транспортерную ленту и отправляют в кузов самосвала. Вся эта техника замерла в напряженном ожидании и ринется на улицы города, как только специалисты сочтут, что пришла пора корректировать поведение зимы.
Артем Ганчар, заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» по содержанию объектов благоустройства, подчеркивает:
— Наша основная задача на первоначальном этапе — не допустить возникновения гололедицы на дорогах. Мы должны своевременно выполнить противогололедную обработку, чтобы на проезжей части не возникло снежно‑ледяных накатов.
Технический арсенал у дорожников внушительный, и он постоянно пополняется. Так, в этом году объединение получило более 30 новых КДМ. Летом они используются как поливомоечные машины, а зимой переоборудуются для переметания и сгребания снега на улично‑дорожной сети, а также распределения противогололедных материалов. В планах — приобрести около 100 единиц техники различного применения.
«Горремавтодор Мингорисполкома» обслуживает проспекты Независимости, Победителей и Дзержинского, улицы — Кальварийскую, Притыцкого, а также периметр вокруг стадиона «Динамо». В каждом районе города имеется собственный «Ремавтодор». О состоянии кольцевой автомобильной дороги и улично‑дорожной сети в Шабанах заботится ГП «Гордорматериалы». Всем участникам объединения досталось по несколько новых комбинированных дорожных машин. В основном этот транспорт работает в колоннах при уборке проезжей части улиц. В процессе зимнего содержания дорог используются и трактор‑щетки, фронтальные погрузчики, пескосолераспределители, самосвалы. Так что в общей сложности на работах по уборке снега ежесуточно будет задействовано более 700 единиц техники и около 800 рабочих. А вот если столицу накроет сильный снегопад, на помощь придут самосвалы и погрузчики сторонних организаций, и тогда количество работающей в сутки техники вырастет до 1000 единиц.
На случай, если нам повезет и зима окажется снежной, для временного складирования снега предусмотрено 10 площадок. Их общая вместимость составляет около 500 тысяч кубометров снега. Имеется и снегосплавной пункт на Машиностроителей, способный растопить за сутки 5 тысяч кубов снежных масс.
В зависимости от погоды
Дорожники работают круглосуточно. В каждой организации на смене всегда есть ответственный специалист, который изучает прогноз погоды синоптиков, заглядывает на интернет‑ресурсы, а также объезжает свою территорию. Если зимним утром вы вышли из дома и обнаружили на дороге колонну переметания снега, значит, с учетом оценки со всех сторон обстановки было принято решение о необходимости начинать работу.
К слову, у организации заключен официальный договор с Белгидрометеоцентром, согласно которому ежедневно она получает подробный и точный прогноз погоды, так что знает, к чему следует готовиться.
Грядущей зимой для борьбы с гололедицей планируется традиционно использовать техническую соль из Солигорска и песко‑соляную смесь. Последнюю не очень «любят» деревья, фасады зданий, скамейки и прочие малые архитектурные формы, а также ливневки. Но тут уж ничего не поделаешь — в морозы нужно срочно обеспечить надлежащий коэффициент сцепления шин с поверхностью дороги, а песок как абразив с этим справляется гораздо лучше одинокой соли.
Запасы противогололедных материалов уже созданы.
— По нормативам, технической соли должно быть заготовлено 100 процентов емкости складов — это 9,1 тысячи тонн. Что касается песко‑соляной смеси, то ее следует запасать не менее 50 процентов от количества, использованного предыдущей зимой, — продолжает заместитель генерального директора. — Мы заложили в хранилища уже 77 процентов — почти 40 тысяч тонн. Разумеется, по мере необходимости запасы будут пополняться.
Оказывается, количество используемой песко‑соляной смеси не произвольно, а зависит от температуры воздуха, вида работ, состояния дороги, наличия осадков. Умные машины позволяют выставлять необходимое ее количество с точностью до грамма и контролируют затем интенсивность и ширину разбрасывания. Например, если проводится превентивная обработка, расходуется 15 — 25 граммов смеси на квадратный метр — считай, припудрили. А вот коли необходимо избавиться от гололедицы, норма распределения увеличивается.
Не секрет, что из‑за перехода через 0 градусов в асфальте появляются трещины, ямы, выбоины. Готовы ли к этому дорожники?
— Ремонт проезжей части в зимнее время — это абсолютно нормально и предусмотрено технологией, — заверяет Артем Ганчар. — Для срочного устранения аварийных моментов заготовлена холодная асфальтобетонная смесь. Также в каждом «Ремавтодоре» города имеется установка для транспортировки литых асфальтобетонных смесей, температура которых около 200 градусов. Разумеется, в снег или в лужу такую смесь укладывать нельзя, но, если в вычищенной и высушенной карте останется немного влаги, это совершенно не страшно, она мигом испарится.
А какую же зимнюю погоду любят сами дорожники?
— Хорошо, если бы снег выпал, мороз ударил — и такая погода, без слякоти, задержалась бы надолго, — признается специалист.
Погода — всегда благодать?
14 ноября в Минске выпал первый снег
Правда, к утру пятницы от снега остались лишь воспоминания да фото в соцсетях. В ближайшие дни погода останется неустойчивой. Воздушные массы с Атлантики принесут в своем багаже дождь, снег и мокрый снег. Впрочем, нам белое покрывало не оставят, ведь днем температура воздуха поднимется до +3... +8 градусов. Мы можем рассчитывать лишь на туман и гололедицу ночью. Если кому-то этого мало — дискомфорта добавит ветер, который в воскресенье грозит усилиться до 15 — 18 м/с.