БСХ — 85! О том, что волнует сегодня художников, поговорили с председателем творческого союза Глебом Отчиком

Жизненные вопросы

Белорусский союз художников отмечает 85‑летие. Одна из старейших творческих организаций нашей страны объединяет сегодня около 1000 человек по всей республике. Чем заняты нынешние творцы, что их волнует и какие перспективы развития белорусского искусства они сегодня видят, обсудили с председателем БСХ художником Глебом Отчиком.


— Глеб Анатольевич, 85 лет — серьезная дата и для человека, и тем более для организации. С чем подошел к юбилею Белорусский союз художников, учитывая, что последние несколько лет выдались непростыми?

— За прошедшие три года приняли в наши ряды 46 художников. Произошло это потому, что никогда еще так тесно союз не взаимодействовал с академией искусств, университетом культуры. Мы 30 процентов своей пленэрной деятельности посвятили работе со студентами. Ежегодно проводим при поддержке Министерства культуры Молодежный пленэр, в этом году он был посвящен архитектурным памятникам Беларуси: участники делали этюды по всей стране, начиная с Брестской крепости и заканчивая Жировичским монастырем. Все эти работы до конца года будут закуплены, как и работы участников предыдущих пленэров, — и это большая подпитка для молодых художников. 

Также молодежь принимает участие во всех наших пленэрах, которые организовываются, например, с православной церковью, посвященных теме Великой Отечественной войны и т.д. Таким образом выстраивается связь поколений: 
заслуженные деятели искусств и молодые ребята работают в одной команде, живут в одной агроусадьбе, идет обмен опытом. Это дало большие плоды, потому что сейчас студенты у нас мечтают вступить в молодежную секцию союза и такого потока давно не было.
— Замечательно, потому что хорошо помню то время, когда говорили, что членство в творческих союзах ничего не дает…

— Сегодня это знак качества. Вступить в наше объединение на самом деле достаточно тяжело. Обязательно высшее художественное образование, при наличии которого ты должен доказать своей творческой деятельностью, что достоин особого статуса. Поэтому после окончания академии искусств молодому художнику нужно 5 — 10 лет, чтобы собрать достаточный творческий багаж. Также членство в союзе дает право выставляться: во всем мировом пространстве сегодня это происходит за деньги. Мы денег не берем. Провести персональную выставку в той же Германии сегодня стоит минимум 5 тысяч евро плюс доплата за попадание в выставочные каталоги — везде за рубежом это платная услуга. В-третьих, членство в союзе художников — это благодаря поддержке государства еще и мастерская, оплачиваемая по льготной ставке. Ну и кроме того, что вернули систему распределения выпускников-художников, мы еще и активно привлекаем их к реализации различных объектов в качестве ассистентов.

— Так же, как это практиковалось в советские годы?

— Да, мы тут Америку не открыли: как раньше Александр Кищенко набирал молодых людей в помощники, так и мы их сегодня привлекаем, чтобы они набирались опыта и постепенно входили в профессию. Выпускников надо сразу брать в руки!

— Какие общественно-значимые проекты сегодня реализуются при участии Белорусского союза художников?

— Их немало. Реализован проект музея в Хатыни, на этом объекте работали 28 высокопрофессиональных специалистов БСХ. Сейчас идет работа по созданию музея в Тростенце под эгидой отца Федора Повного, в которой активно участвует наш Художественный комбинат. Эскизы готовы, проект запускается в работу. Также наши мастера работают над реконструкцией мемориального комплекса «Озаричи» в Гомельской области. Активно участвуют Художественный комбинат и специалисты Белреставрации в росписи Алебастрового зала в Старом замке в Гродно. Команда наших реставраторов — членов БСХ — сейчас занимается реставрацией уникальных фресок Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.


— А как насчет международного сотрудничества? Востребованы белорусские творцы за рубежом?

— На протяжении нескольких лет наши авторы участвуют в масштабных тендерах в России: в частности, по оформлению надгробий военного кладбища «Пантеон защитников Отечества» в Подмосковье. Как выяснилось, мало кто в рамках одного предприятия может выполнить весь цикл работ: мы на Художественном комбинате сами лепим бюсты, отливаем и устанавливаем, связываемся с родственниками героев… Белорусских художников воспринимают очень хорошо, ценят нашу скульптурную школу. Также нашими скульпторами создан памятник митрополиту Филарету. Буквально на днях открыли памятник Александру Невскому напротив посольства России в Минске — это работа скульптора Ярослава Филипповича. Мозаичная мастерская Дениса Чубукова занимается реставрацией церквей по всей России, и даже из Варшавы обратились к нашим мозаичникам, когда возникла нужда в восстановлении единственной в столице Польши православной церкви. 
Наша живопись востребована в КНР, она вызывает интерес китайского зрителя. Не так давно я вернулся из Китая, это была очень продуктивная поездка, подписан ряд соглашений о сотрудничестве, так что впереди у нас два больших совместных проекта.
— Скульпторы и представители монументального и декоративно-прикладного искусства могут рассчитывать на конкурсы и госзаказ. А в каком положении сегодня находятся живописцы?

— Наконец-то Министерство культуры нас услышало в вопросе социального заказа: различные учреждения культуры по всей республике заказывают произведения определенной тематики, а художники в рамках конкурса создают работы, которые будут закуплены. Но у нас есть идея гораздо более масштабная. Мы неоднократно проводили большие тематические выставки, но хотелось бы, чтобы в будущем нам государство ставило конкретную задачу: на конкурсной основе создавать произведения, допустим, к 80‑летию освобождения Беларуси — эта тема будет актуальна в 2024 году. Работы, которые опять же через конкурс будут закуплены в фонды музеев страны.


Очень много в разработке проектов на следующий год: например, в планах — собрать большую республиканскую выставку, посвященную теме труда. Сделать так, чтобы в ней поучаствовали и мэтры, и студенты. Это позволит нам увидеть срез современной живописи: как художники работают, как мыслят, что для них означает труд…

— А как вообще замотивировать автора на создание социально значимых произведений? Иными словами, как воспитать не просто художника, а патриота?

— Знаю художников, которые занимались чисто формальной живописью, все время какой-то вызов бросали. А потом они приходят к нам на Художественный комбинат, получают конкретное задание — и это многое в их жизни переворачивает. Например, работа на таком объекте, как музей в Хатыни, может всерьез поменять судьбу. Во время строительства приезжаю однажды в полвторого ночи забирать оттуда художника и вижу — он стоит и плачет. И говорит: «Никогда не прощу этого!» А потом начинает создавать совершенно новые произведения, уходя от формализма к работе в глубоко психологическом ключе.

— Вы упомянули народного художника Александра Кищенко, чье 90‑летие мы отмечаем в этом году. Он был апологетом максимального внедрения искусства в городскую среду…

— Я этот подход разделяю. Раньше при строительстве любого объекта 1 — 2 процента средств выделялось на декор. В этом был смысл, так создавались знаковые произведения монументального искусства в городской среде. А недавно открываю рекламу модного жилого комплекса — и там названия домов типа «Уругвай»… Откуда Уругвай, почему он здесь у нас возник? Почему не сделать на одном доме панно с флорой и фауной Беларуси, на другом — наши национальные символы?.. Очень важно на человека воздействовать через монументальное искусство. Да, на этот визуальный ряд можно годами смотреть и ничего не говорить, но на подкорке нечто важное запишется. А когда визуальный ряд исключительно в телефоне и там тебя какой-то зарубежный блогер пичкает информацией, то… это ведь все тоже на подкорку пишется. С соответствующим результатом.


— Давайте откровенно: чего сейчас не хватает союзу художников, чтобы работать с полной отдачей — финансирования, медийности?..

— В первую очередь не хватает диалога с государством, с представителями власти. Мы бы хотели, чтобы и члены Правительства, и руководители политических партий бывали на республиканских выставках, приходили на крупные мероприятия, на выставки народных художников, общались с нами и давали ориентиры. Нам сегодня остро необходимо именно такое взаимодействие. Художник должен знать, чем дышит страна, а страна должна знать, чем дышит художник.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter