Милый дом и рыбалка на полюсе
Десять лет белорусские полярники строят собственную современную антарктическую станцию. На ней есть лабораторно-жилые помещения, медицинский блок с УЗИ-аппаратом и рентгеном, прачечная и сауна. Словом, все, чтобы в условиях вечной мерзлоты жить с комфортом. У каждого участника экспедиции — отдельная комната с системой обогрева и вентиляции.Начальник Республиканского центра полярных исследований Владимир Рыжиков говорит, что для участия в экспедиции одного желания мало. Нужно пройти жесткий отбор. Проверяют все — от кариеса до хронических заболеваний. Однако он поспешил развеять популярный миф о том, что заранее нужно избавиться от аппендикса и зубов мудрости. Кстати, в команде есть хирург. На всякий случай.
На станции работает интернет. Не такой быстрый, как дома, но он есть, делится участник трех экспедиций Артур Ивашко:
— Я застал времена, когда на полугодовую командировку каждому давалось по 10 минут для звонков домой. Сейчас есть безлимитный интернет, мы можем общаться по видеосвязи, переписываться в мессенджерах. Работает и наше белорусское телевидение, так мы всегда в курсе новостей.
Свободное время в Антарктиде выдается редко. Из развлечений — книги и настольный теннис. Рыбалка — это не хобби, а важная часть научных исследований. На рыбу ходят с подледными ловушками, иногда с мелкоячеистыми сетями. Можно ловить и обычной удочкой, но опускать крючок на глубину до 50 метров и сматывать его обратно — та еще головная боль. Улов осматривают, фотографируют и сохраняют для дальнейшего изучения на «большой земле».
Антарктида закаляет людей, говорит Артур Ивашко. Фильм «Титаник» он теперь смотрит без нервов: проплывающий айсберг высотой с дом для него дело обычное. А вот животные не перестают удивлять. Тюлени — уникальные существа: сутками могут лежать под солнышком. Поэтому выходной полярники негласно называют днем тюленя.
Четыре метра над водой
На антарктической станции работает повар. Меню калорийное, но традиционное — его разработали специалисты, чтобы обеспечить полярников сбалансированным и здоровым питанием из ограниченного набора продуктов.На завтрак по классике каша, иногда блинчики, бутерброды с колбасой или красной рыбой. На обед — суп и второе, к ужину подают мясо с гарниром (пюре, гречка, фасоль), салаты. С собой полярники взяли более 100 килограммов продовольствия. Консервы, закатки, сухофрукты, кофе и чай — все, что не портится, везут из Беларуси. Остальное — мясо, овощи и фрукты — закупили по пути в Кейптауне (ЮАР).Некоторые культуры пробуют выращивать прямо в Антарктиде. Богатый урожай огурцов и томатов пока остается мечтой, хотя нашим соседям — россиянам — удалось вырастить арбузы. Зато базилик, петрушка, укроп частенько попадают на стол полярников. Ребята шутят, мол, надо попробовать вырастить картошку, как в фильме «Марсианин». А вот животных (например, кур и собак) в Антарктиду завозить запрещено — они могут навредить биосфере континента.
А что с водой? Казалось бы, вокруг снег, проблем с ней быть не должно. Однако растопленная вода не имеет полезных для человека макроэлементов, объясняет Владимир Рыжиков:
— Ее можно использовать только для бытовых нужд, а минеральную на станцию привозят с собой. Воду для приготовления пищи добывают на месте. Около нашей станции много пресных озер. Правда, толщина льда там около четырех метров. Без бура воду не добудешь.
Лето зимой и самый южный загар
Пожалуй, больше всего мифов об Антарктиде касается погоды. Она и правда там непредсказуемая: может кардинально смениться несколько раз за сутки. От солнечной со знаком плюс до морозной со штормовым ветром 50 м/с. То, что в Антарктиде очень холодно, знают все. Но мало кто догадывается, что минимальная температура, зафиксированная на этом континенте, — минус 89 градусов. Сейчас наступило лето — самое щадящее время года, рассказывает заместитель начальника Республиканского центра полярных исследований Игорь Пильщиков:— Но в пасмурную погоду отсутствует контраст, небо и земля сливаются воедино, сложно ориентироваться, где ты находишься. Иногда со стороны ледового купола континента в сторону моря дуют такие сильные ветра, что видимость максимум три метра. В такие дни вводится режим «Шторм», при котором запрещено покидать станцию.
Ориентируются полярники, как и мы, по GPS. Хотя на электронику полагаются не сильно. Помогают специальные дорожные указатели. В Антарктиде они тоже есть, только другие (деревянные сигнальные), ими промаркированы основные наземные маршруты экспедиции. Протяженность некоторых достигает 100 километров. Они стоят на расстоянии не более 20 метров друг от друга, чтобы в ненастную погоду не проскочить мимо.
Особенность континента — очень яркое солнце, которое быстро нагревает все вокруг. В полярный день скалы раскаляются до 40 градусов.
К удивлению родных, полярники возвращаются из экспедиции с шикарным южным загаром. Дело в том, что в Антарктиде неравномерный озоновый слой и сильное ультрафиолетовое излучение. Без защитного крема кожа сгорает моментально. Без очков на открытом воздухе находиться невозможно: солнце так слепит, что можно получить ожог роговицы.
Несмотря на тяжелые условия работы, некоторые полярники приезжают в Антарктиду не раз и не два. Ледяная пустыня, говорят, обладает особой притягательностью и романтикой, которым очень трудно противостоять.
Фото предоставлено Республиканским центром полярных исследований.