Эффективный природный капитал
Развитие экологического туризма, органической продукции, энергоэффективности отраслей экономики, повышение потенциала использования возобновляемых источников энергии и строительство энергоэффективных жилых домов — все это отдельные элементы той самой зеленой экономики. Как отмечает заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Приходько, сегодня можно говорить не только об успешности внедрения отдельных принципов зеленой экономики, но и о наметившихся позитивных тенденциях экологизации экономики в целом:— Среди наиболее заметных результатов отмечается резкий скачок количества личного и общественного электротранспорта в общем объеме городского транспорта. Широкое развитие, особенно в Минске и областных городах (наиболее активно — в Бресте и Гродно), получили система шерингового транспорта, т.е. совместного использования автомобилей (электромобилей), велосипедов, самокатов и других мобильных средств, а также обустройство совмещенных велосипедных и пешеходных дорожек. Заметны новации и в строительстве, когда при возведении многоквартирного жилья внимание акцентировано на использовании энергосберегающих решений, технологий умного дома. А с 2020 года все многоквартирные жилые дома проектируются в энергоэффективном формате.
Этому предшествовала большая подготовительная работа.
Созданная в Беларуси система управления окружающей средой за последние 20 лет позволила в 2,5 раза уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ, сточных вод на единицу продукции ВВП, в два раза снизить энергоемкость ВВП.Успехи в экологической сфере, убежден Иван Приходько, — результат совместных усилий государства, природопользователей и граждан по обеспечению экологической безопасности и благоприятного качества окружающей среды.
По его словам, в стране значительное внимание уделяется вопросам минимизации вредного воздействия производства на окружающую среду. В частности, за счет уменьшения количества образования отходов, выбросов загрязняющих веществ и сбросов сточных вод, сокращения потребления одноразового пластика, развития ресурсоэффективного и чистого производства:
— Экономика все больше переориентируется на переход от традиционной модели, в которой охрана окружающей среды рассматривается как нагрузка на экономику, к модели, в которой экология выступает двигателем развития. Такая модель зеленой экономики способствует в экономической сфере устойчивому экономическому росту, основанному на инновациях, и повышению конкурентоспособности, в социальной — улучшению качества жизни, а в экологической — снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования природного капитала.
Доходные отходы
Проблема использования твердых коммунальных отходов (ТКО) для многих стран стоит весьма остро. В Беларуси в 2021 году образовалось около 4 млн тонн таких отходов. Но с помощью зеленых подходов проблема успешно решается. Так, согласно Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, отмечает заместитель министра, уровень использования ТКО в 2025 году должен составить 50 процентов, в 2030‑м — 70 процентов, а в 2035-м — 90 процентов от общего числа отходов. Наша страна уже сделала значимый шаг в достижении поставленных целей: за последние пять лет уровень использования ТКО увеличился почти вдвое — с 17,2 процента в 2017 году до 32 процентов в 2022-м.— Национальный план действий по развитию зеленой экономики также определяет экономику замкнутого цикла, или циркулярную экономику, как одно из важнейших направлений для реализации, — отмечает Иван Приходько. — Ее суть — в замкнутом материальном цикле ресурсного обеспечения, снижении потребления всех видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и максимальном использовании отходов.
Над внедрением энергоэффективных технологий и оборудования, снижением отходов и их переработкой, вовлечением в топливный баланс возобновляемых источников энергии, созданием новых зеленых рабочих мест активно работают и предприятия страны. По словам замминистра, уровень использования традиционных видов вторичных материальных ресурсов, в числе которых отходы бумаги и картона, стекла, пластмасс, резиносодержащие отходы, включая изношенные шины, образующихся в промышленном секторе страны, составляет 90 и более процентов.
Тем не менее в части реализации концепции экономики замкнутого цикла мы еще только в начале пути. По экспертным оценкам, к модели, основанной на принципах экономики замкнутого цикла, пока относится около 10 процентов белорусских предприятий.
— Несмотря на то что сейчас страна находится на начальном пути перехода к экономике замкнутого цикла, белорусские предприятия заинтересованы в циркулярной трансформации, видя в ней дополнительные возможности повышения экономической эффективности и расширения рынков сбыта. В этой связи Минприроды подготовлен и внесен в Совет Министров проект закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», предусматривающий комплексную корректировку законодательства об обращении с отходами, — отмечает Иван Приходько.
Есть и эффективные примеры внедрения пилотных циркулярных бизнес-моделей. За последнее десятилетие, например, запущено первое в Беларуси производство офисной бумаги из вторичных ресурсов на УП «Бумажная фабрика» Гознака в Борисове. Созданы комплекс по переработке древесных отходов в биотопливо в Бресте и производство по переработке отработанных элементов питания на базе ОАО «БелВТИ».
Формируется инфраструктура управления коммунальными отходами, в том числе профинансировано создание предприятий по сортировке коммунальных отходов, линий по переработке отходов бумаги, стекла и полимеров, включая комплекс по обращению с твердыми коммунальными отходами в Орше, предприятие по механической сортировке отходов в Гродно. Налажено производство стеклянной тары с использованием инновационных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий на ОАО «Гродненский стеклозавод». Построены биогазовые энергетические комплексы на основе переработки отходов сельскохозяйственного производства в ряде сельскохозяйственных организаций и коммунального хозяйства. В 2022 году в целом по стране установлено более 9,4 тысячи контейнеров для сбора отходов, приобретено 59 мусоровозов. Открыто 54 новых пункта приема (заготовки) ВМР от населения. Всего функционирует 1683 таких пункта.
Транспорт будущего
Зеленое строительство — многогранная система, куда входят вопросы энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, благоустройства, озеленения населенных пунктов, увеличения доли озелененных территорий на единицу площади, на одного жителя и по другим параметрам. Сегодня все многоквартирные жилые дома строятся в энергоэффективном исполнении, уточняет Иван Приходько, и не только в столице. Например, в Брестской области все многоквартирное жилье проектируется и возводится с классами энергоэффективности «В», «А» и «А+».
В Гродненской области за 2022 год введено в эксплуатацию 35,7 тысячи квадратных метров жилья с использованием электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи.Реализуются мероприятия по повышению энергоэффективности многоквартирных и индивидуальных жилых домов, в том числе по совершенствованию подходов к их проектированию с использованием электрической энергии для отопления и подогрева воды. Применяются современные стеновые, теплоизолирующие материалы, энергосберегающие оборудование и инженерные системы, рассказывает заместитель министра:
— К 2025 году ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов с применением электрической энергии для подогрева воды, теплоснабжения, приготовления пищи составит не менее 30 процентов от общего объема введенного в эксплуатацию жилья. Принципы зеленого строительства применяются также при возведении, реконструкции, капитальном ремонте отдельных объектов социальной инфраструктуры. Речь о детских садах, школах, поликлиниках.
Не менее органично влился в зеленую городскую среду электротранспорт. Граждане, уверен Иван Приходько, уже успели оценить его перспективность и все преимущества:
— Развитию данного направления государство продолжает оказывать всестороннюю поддержку. Так, в 2022 году организация экспериментальных мелкосерийных и серийных производств электротранспорта проводилась на ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «УКХ «БКМ», ОАО «Могилевлифтмаш». В рамках завершенных проектов произведено 149 единиц электротранспорта. Транспортными организациями Беларуси закуплено 30 единиц электротранспорта, 50 троллейбусов.
Что касается легковых «электричек», отмечает заместитель министра, их число в минувшем году по отношению к 2021 году выросло в 1,5 раза. На 1 января 2023 года зарегистрировано 3635 легковых электромобилей. Только за 2022 год установлено 627 электрозарядных станций для зарядки электромобилей. Реализован уникальный пилотный проект строительства супербыстрого зарядного комплекса в Минске, не имеющий аналогов на территории СНГ.
СПРАВКА «Р»
Реализация экологической политики в Беларуси осуществляется в рамках решения задач Программы деятельности Правительства на период до 2025 года, реализации мероприятий Программы социально-экономического развития на 2021—2025 годы, Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021—2025 годы и др.
Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Беларуси на 2021—2025 годы включает 12 направлений и 68 мероприятий, которые реализуются с участием 48 заинтересованных госорганов. Среди концептуальных — разработка Стратегии развития экономики замкнутого цикла в Беларуси на период до 2035 года, долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем парниковых газов до 2050 года, развитие механизмов зеленого финансирования в целях развития инвестиционной деятельности и привлечения средств в проекты, направленные на развитие зеленой экономики, и ряд других не менее важных направлений.
Начата работа по созданию четырех экотуристических кластеров: на базе заказников «Озеры», «Налибокский», «Освейский» и ГПУ «ЭКО-РОСЫ». Для каждого из них разработаны планы действий по их развитию на 2023—2024 годы, а также руководства по вопросам развития экотуризма: по ведению ответственного бизнеса в сфере экотуризма; по попечительским советам при ООПТ; по созданию экотуристических кластеров и экотуристических продуктов; по системе добровольной экосертификации экотуристического продукта.
arteaga@sb.by
Фото из архива «СБ».