Определение здоровья как отсутствия болезней многим не нравится. Поэтому, когда готовили устав Всемирной организации здравоохранения, в нем здоровье определили не просто как отсутствие болезней, но состояние полного, в том числе социального, благополучия. Это определение сохраняется в уставе до сих пор, но пользоваться им проблематично, ведь в соответствии с ним даже человек с маленькой зарплатой представляется больным.
В рассуждениях об укреплении здоровья нередко воображают шкалу наподобие термометра, где ноль – отсутствие болезней, вниз идет ухудшение здоровья с болезнями, а вверх – его укрепление. Эти рассуждения упускают главное: шкалы температур стали возможны тогда, когда изобрели естественные уровни – температуру замерзания и кипения воды. Интервал между ними делится на условное число градусов. Применительно к здоровью ни о каких ориентирах выше «нуля» и речи нет. Все, что мы знаем о здоровье, – это знание о его дефектах, о том, что ниже «нуля».
Рассуждения об укреплении здоровья легко подтвердить примерами. В течение последних 100 с лишним лет люди узнали, что в пище есть микрокомпоненты, необходимые для здоровья, – витамины и микроэлементы. В их отсутствие человек болеет (авитаминоз). В русле магического мышления – «вита» означает «жизнь» – предполагали, что поедание этих незаменимых веществ в повышенных дозах может не только компенсировать возможный дефицит их в пище, но и вызовет положительные эффекты, «укрепит здоровье».
Были проведены тысячи исследований, но обнаружить пользу от дополнительного поедания микроэлементов и витаминов так и не удалось. Когда железа мало – плохо, развивается анемия, при поедании его в больших количествах пользы нет, но возникают осложнения. При дефиците кальция – слабость и боли в костях, но при поедании его в больших количествах образуются камни в почках и другие проблемы. При дефиците витамина А страдают зрение, кожа и другие слизистые. Но увеличенный прием витамина А не улучшает состояния кожи, не предотвращает рака, возрастных изменений глаза. Вполне доказано, что поедание поливитаминно-минеральных комплексов никакой пользы не приносит, кроме, конечно, прибылей витаминной индустрии.
В отношении всех компонентов питания есть некоторый оптимум потребления, который соответствует минимуму нежелательных эффектов. Сколько же надо этих и других компонентов питания, чтобы быть в оптимуме?
Рекомендованные уровни потребления хорошо известны и официально установлены правительственными институтами почти во всех странах, в том числе в России. В целом необходимые эти уровни таковы, что обычный человек в обычных условиях при разнообразном количественно достаточном питании получает все необходимое. Естественно, если человек голодает, чтобы похудеть, или физически упражняется, чтобы вырастить красивые мышцы, его потребности в витаминах и микроэлементах, впрочем, как и в макрокомпонентах пищи, изменяются. И это тоже неплохо изучено.
Конечно, не только в области питания показано, что никакого «позитивного здоровья» достичь невозможно. Это показано применительно к физическим факторам, например ультрафиолетовому облучению. Без него человеку плохо. Но увеличение экспозиции путем обнажения тела солнцу в солнечный день на часы приводит к негативным эффектам (соображения эстетики не предлагать).
Очень неплохо изучена такая особенность жизни человека, как физические нагрузки. В современном мире в основном говорят о вреде малоподвижного образа жизни. Но это только потому, что общество стало малоподвижно. Еще 50 лет назад не забывали упоминать вредные эффекты тяжелой физической работы – короткую жизнь, например, китайских кули (батраков-чернорабочих). Сегодня вполне надежно установлено, что, да, малоподвижный образ жизни связан с развитием таких проблем, как снижение плотности костной ткани, атрофия мышц, ожирение, запоры и т.д.
Но для того чтобы получить почти всю возможную пользу от физической активности, человеку нужно всего 20–30 минут интенсивной ходьбы в день. Более интенсивные тренировки могут приносить удовольствие, позволяют успешнее соревноваться в беге, прыжках и бросании гранаты, но к здоровью, измеряемому болезнями, добавляют очень мало. Неплохо изучена связь физических тренировок с продолжительностью жизни. Она отсутствует. Спортсмены, имевшие большие достижения, члены университетских команд, члены клубов здорового бега – никто не демонстрирует более длительной и здоровой жизни.
Современные представления о здоровье наилучшим образом соответствуют представлениям о ценном подарке, который мы получаем с рождения, что-то вроде замечательной виолончели. Мы можем его сохранять, и при правильном использовании он служит долго. Но мы не можем его существенно улучшить. Если что-то сломается, то в некоторых случаях возможен «ремонт». Можно что-то поломанное склеить, отломанную деталь заменить (протез). Этим с известным успехом занимается медицина.
Почему вообще надо говорить о ложности идеи укрепления здоровья? Потому что активное «укрепление здоровья» сопряжено с опасностью нежелательных эффектов, упомянутых выше и не упомянутых. Оглянитесь кругом: вы, наверное, знаете про соседа, который побежал «от инфаркта» и сломал ногу, про телевизионную ведущую, которая еле выжила после «оздоровления» китайским чаем…
Человек разумный должен и в отношении своего здоровья вести себя разумно, памятуя о том, что у нас есть что-то, что можно точно усовершенствовать: наш интеллект, наши знания о природе и обществе. Эти знания могут позволить нам не беспокоиться о пустяках и жить счастливее.
Василий Власов
Фото агентства «Москва»
Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
Источник: Независимая газета