Перемена мест слагаемых
Много лет в нашей стране действовали так называемые оппозиционные СМИ, которые впоследствии все как одно оказались экстремистскими. Но речь сейчас не о том, как они проявились и для чего создавались, вопрос в том, как они вообще могли работать. Была ведь некая плеяда особенно светлоликих деятелей, которые неустанно вещали в народ какую-то свою правду. Народу это все было не очень интересно, какой-то особенной популярностью их деятельность не пользовалась, но они постоянно выходили в своих белых пальто, будто соревнуясь, у кого оно белее, и продолжали вещать. Находили где-то деньги на печать газетных тиражей, на оборудование, бумагу, аренду студий и офисов. И вот грянул ревущий двадцатый, смывший всех этих деятелей за пределы нашей страны. Но как-то так получилось, что не изменилось вообще ничего, у них даже белые «польты» не запачкались.Тревожные звоночки
Прошло три с половиной года, и внезапно произошло некое событие, после которого вся их возвышенность и незапятнанность начала слезать, как грязь под напором воды. Я стараюсь воздерживаться от приведения названий всех этих экстремистских формирований, но одно исключение сделать все же придется. Началось все с того, что польскому экстремистскому формированию «Белсат», очень долго поливавшему грязью нашу страну, крайне значительно урезали финансирование. А его бессменную руководительницу тихо, но очень настоятельно попросили на выход.Вот тут и зазвенели первые звоночки, сигнализирующие, что не все так гладко было во вражеском стане, и подтверждающие, что даже самые идейные работники иногда хотят получать какие-то деньги. Челобитную в МИД со слезными просьбами не сокращать финансирование подписало аж 170 работников. Почему в МИД, спросите вы? Ну так эта структура ведь из Польши работала исключительно против Беларуси, на внутреннем рынке она вообще никак не действовала. В общем, работники заволновались, но основной удар был еще впереди. Оказалось, что финансирование не просто режут, но и проводят реструктуризацию телевидения с прицелом на большую финансовую эффективность. Ну то есть намекнули, что хотя бы часть денег на собственное содержание зарабатывать придется самостоятельно.
На паперти
Вся эта ситуация с недостатком денег набрала обороты предельно быстро. С идейных и светлоликих сотрудников на глазах сползала вся их чистота и незапятнанность, обнажив банальную жадность. Как-то внезапно оказалось, что работали они не за идею, а за весьма пристойные зарплаты. И поливать Беларусь грязью без этих зарплат им что-то не сильно и хочется. Казалось бы, можно поискать себе новое место, но тут обозначилась крайне интересная тенденция…Свечку я, если можно так выразиться, не держал, но не могу не отметить одно очень интересное совпадение. Как только было обрезано финансирование «Белсату», практически сразу одно польское радио закрыло белорусское направление. Это еще, может, и можно было бы списать на совпадение, но сразу произошли еще более невероятные события.
Те самые бывшие «оппозиционные», а ныне экстремистские СМИ внезапно занялись попрошайничеством. Спикеры, которые раньше вообще не снисходили до мирского и говорили только о политике, с придыханием и оттопыриванием мизинчика, вдруг начали просить у аудитории денег. Издания наперебой начали клянчить средства на существование, объясняя читателям и зрителям, что попали в крайне сложное финансовое положение. Оказалось, доносить до аудитории свое видение — занятие достаточно дорогое, а хочется еще и хорошую зарплату получать. А все их высокие идеалы как-то сразу отошли в сторону, стоило зайти речи о собственном благополучии. И все это произошло после того, как Польша подрезала финансирование лишь одному изданию. Сколько из этого корыта подсербывали остальные, можно лишь догадываться.
Свободная касса
И вот как оно интересно выходит. Несколько десятилетий на развал нашей страны работало множество боевых листков. И работавшие там люди уже сами поверили, что делают они это за идею, что их миссия — вести нацию к свету, что они прекрасны и непогрешимы, выше всей нашей суеты, потому как несут истину. Ну а огромные зарплаты (все же помнят пачки денег в ведерке с собачьим кормом?) — это что-то само собой разумеющееся, прилагающееся к вечно белому пальто. Им даже в голову не приходило, что кормят их не просто так, а с совершенно определенной целью — стать медийным тараном в двадцатом году. Миссию свою они самоотверженно выполнили, потому что и правда верили, что у них все получится, что хозяева их не бросят, что они недосидят свои сроки… Потому и прыгнули в мясорубку, не задумываясь о последствиях. А уцелевшие потом перебрались в Польшу, полагая, что для них в жизни ничего не изменится.Вот только хозяева оценили их эффективность за прошедшие годы, посмотрели на понесенные расходы и решили, что дальнейшее финансирование всей этой «суполки» нецелесообразно. Тут-то наши вечные борцы с режимом и окунулись в реальность. Ведь когда ты всю жизнь был на западном финансировании, жить привык хорошо, а делать больше ничего не умеешь, необходимость искать себе настоящую работу выглядит трагедией.Одно дело, похрустывая французской булкой, рассказывать о «нации литвинов», и совсем другое — те самые булки продавать с криком «свободная касса».
Железные принципы
Точных цифр мы пока не знаем, но по поднявшемуся шуму очевидно, что сокращение бюджетов произошло более чем серьезное. И сразу случилось чудо, весь этот концентрат «совести нации» внезапно вспомнил, что деньги надо где-то брать. Вот только они настолько никому не интересны, что даже на рекламе зарабатывать не могут. Ну сами подумайте, что у них там рекламировать можно? Так что сейчас идет ожесточенная борьба за остатки финансирования, а попрошайничество принимает какие-то совершенно вселенские масштабы. Но сокращение производимого контента видно уже невооруженным глазом.И вот на фоне этой тенденции хочется заметить, что вся их предыдущая многолетняя деятельность сразу начала выглядеть как-то иначе. Стоило лишь сократить финансирование, как все «железные принципы» оппозиции рассыпались в пыль, а вместо пафосных речей раздались истеричные визги и жалобные стенания.
Вот и все, чем на самом деле была «их борьба», стоило финансовому фундаменту дать трещину, как обнажилось гнилое нутро этих патриотов. Много лет они отравляли наше общество, думали, что так будет всегда. Но оказалось, пенсионное обеспечение хозяева не предусмотрели. Раньше об этом как-то не думали, а теперь уже поздно.
Конечно, кого-то на довольствии оставят, просто для имиджевых целей. Но эпоха дотируемых боевых листков однозначно заканчивается.