Чеховские три сестры, как известно, жили в Перми. Ну, или почти. В письме Горькому Чехов писал: «Действие пьесы «Три сестры» происходит в провинциальном городе вроде Перми». Теперь на одной из улиц уральского города висит мемориальная табличка: «В гостинице при Благородном собрании в 1902 году останавливался писатель Антон Павлович Чехов». И какое сердце не отзовется на эту надпись волнительным биением? Нет такого сердца.
Ничто не запретит нам считать, что именно на берегах Камы сестры Ольга, Маша и Ирина маялись душевной тоской и мечтали о Москве. Пусть культурная революция Марата Гельмана в Перми захлебнулась и главным ее итогом стала лишь счастливая женитьба Марата на 27–летней пермячке Анастасии, колыбель Бажова, Мамина–Сибиряка и изобретателя радио Попова по–прежнему остается прогрессивным театральным центром России. Тут творит чудо–дирижер Теодор Курентзис и возмущает ретроградов режиссер Борис Мильграм. А Пермский ТЮЗ выпускает премьеру по пьесе белорусского драматурга Максима Досько «Лондон». У нас эта вещь идет в Бобруйске в постановке Елены Силутиной, хотя руководство театра долго гадало на кофейной гуще: нравственен спектакль или нет?
Справедливо рассудив, что Нобелевская премия нам пока не светит, с армейским приятелем Вератилой мы и отправились на Урал, где прошел второй Международный фестиваль Мартина Макдонаха, который организовывает пермский театр «У Моста». Театры со всего мира привозят на уральскую сцену спектакли исключительно по пьесам знаменитого ирландца, написавшего их уже восемь и снявшего культовые комедии «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Сейчас, по слухам, Макдонах снимает третий фильм, что снова помешало приехать ему в Пермь. Хотя для него был приготовлен персональный каравай, тарелка домашних пельменей, чай и баранок воз.
Художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов когда–то открыл Макдонаха для России, поставив в 2004 году его пьесу «Сиротливый Запад». Новый уровень правды и модель взаимоотношений, предложенные ирландским драматургом, ошеломили Федотова. В итоге в репертуаре «У Моста» появились все 8 пьес Макдонаха, мировая премьера его новой пьесы «Палачи» состоялась сначала в Лондоне, а потом в Перми. Федотова, лауреата «Золотой маски», теперь совершенно справедливо считают главным специалистом по Макдонаху в России, и это не преувеличение.
В нынешнем фестивале принимали участие 14 театров из 9 стран, зрители и профессиональное жюри во главе с актером Сергеем Дрейденом («Фонтан», «Окно в Париж», «Русский ковчег») увидели 18 спектаклей.
Конечно, проглотить за неделю всего Макдонаха, чьи пьесы изобилуют насилием, жестокостью и убийствами, — задача непростая, но вполне выполнимая. Программа оказалась сильной, случайных спектаклей в ней не было. Выпускники вгиковской мастерской актера Александра Михайлова, того самого, который снялся в картинах «Мужики!» и «Любовь и голуби», показали свою версию пьесы «Сиротливый Запад». Спектакль приняли вежливо, но выдающейся работой он не показался. Молодые актеры посетовали на то, что каждый год учебные заведения Москвы выпускают 250 актеров, в театры не попасть: все они забиты под завязку продолжателями династий. В профессию молодые дарования входят со смешанными чувствами...
Совершенно очаровал театр из Черногории Montenegrin National Theatre (из столицы страны Подгорица) со спектаклем «Королева красоты». Балканский темперамент неожиданным образом эффектно срезонировал с черным юмором автора. На недосягаемой высоте по уровню мастерства оказался шотландский театр Tron. Не все поиски иранской труппы Nowadays Theatre оказались понятны. Поистине упивались эстетикой криминальной истории молодые актеры театра «Наш дом» из Озерска, так и не открыв секрета обильно текущей в спектакле крови в постановке «Лейтенант с острова Инишмор». Человечностью интонации и юмором удивила ирландская труппа Bardic Theatre с постановкой «Калека с Инишмана». По словам Сергея Федотова, из 150 заявок, пришедших на фестиваль, заявок из Беларуси в этом году не было. «На первый фестиваль, по–моему, пытался заявиться Купаловский театр с постановкой «Сиротливый Запад», но что–то не сложилось», — смутно припомнил Сергей Павлович. Символично, что при концентрации талантов на один квадратный метр сцены и Гран–при в этом году оказалось два: первый уехал в Шотландию, второй в Новосибирск.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 195 (25077). Вторник, 11 октября 2016