В спорте — новая реальность. Принятый на днях сенатом США документ, получивший в околоспортивных кругах название «закон Родченкова», способен перекроить не только всю нынешнюю систему допинг-контроля, но и сами основы мирового спорта.
Вершителем судеб в мировом спорте теперь становится не МОК или ВАДА. А США!Если рассматривать принятый закон сам по себе, не отвлекаясь на обстоятельства и существующие реалии, он вполне может сойти за благое намерение. Из тех, которыми вымощена известная дорога. Уголовной ответственностью за применение допинга сегодня никого не удивишь. В каком-то виде и для определенных случаев она существует даже в Беларуси. В Италии тоже попавшихся полиции допингеров вполне реально могут упечь за решетку. Но американский закон выводит ситуацию на совершенно новый уровень. Отныне фигурантом уголовного дела может стать любой спортсмен, в пробе которого были обнаружены следы запрещенных препаратов. Достаточно, чтобы в соревнованиях, по итогам которых были взяты пробы, участвовал хотя бы один американский атлет и минимум три спортсмена из других стран или в организации (финансирование, спонсоры и т.д.) были задействованы американские компании.
Логика разработчиков «закона Родченкова» лежит не в сфере оборота наркотиков, как в случае итальянского законодательства, а относится исключительно к экономической плоскости. Дескать, применяя запрещенные методы и вещества, нарушитель обманом лишил американцев возможных призовых, спонсорских контрактов и прочих бонусов. Тем, кого признают виновным, грозит срок до 10 лет и штраф до 250 тысяч долларов (до миллиона — для организаций). Плюс неустойки, которые могут исчисляться десятками миллионов. Возможна конфискация движимого и недвижимого имущества. На первый взгляд может показаться, что все справедливо и нарушители наконец-то получат по заслугам. В действительности же можно найти немало очень серьезных нюансов, заставляющих с тревогой ждать первых случаев применения нововведения.
Главная причина — несовершенство методик определения и постоянно меняющийся список запрещенных препаратов. Вместо листика с десятком особо опасных субстанций он сегодня представляет внушительную методичку. И даже медики, для которых отслеживание всех новшеств — прямая обязанность, нередко ошибаются. Не говоря уже о сознательном манипулировании понятиями, выписывании сомнительных терапевтических исключений и прочих никак не регулируемых моментов. О чем говорить, если мужскую сборную по гребле на байдарках и каноэ без суда и следствия по совершенно надуманному и шитому белыми нитками делу лишили права участвовать в Олимпиаде-2016. Просто устранили с дороги конкурентов. Тогда как американские спортсмены (как и многие другие) имеют вполне легальные документы, позволяющие им на «законных» основаниях применять запрещенные для других препараты. Все это потенциально дает широчайший простор для применения нового законодательного оружия.
Американцу Кристиану Коулману пришлось сильно «постараться», чтобы получить дисквалификацию.
Примеров, когда допинговые дела решались в пользу американских спортсменов, не напрягаясь, можно вспомнить с добрый десяток. Из недавних — история спринтера Кристиана Коулмана, которого «забанили» лишь после пяти пропущенных тестов, да и то — со скрипом. Вишенка на торте — срок давности. Для «закона Родченкова» он составляет аж 10 лет. Важно помнить еще и о том, что в законе предусмотрено приостановление срока давности, если нарушитель или доказательства его вины находятся на территории другого государства и туда сделан соответствующий запрос. Масла в огонь подлило опубликованное недавно заявление известного британского юриста Джонатана Тэйлора о необоснованности обвинений российских биатлонистов в подделке биологических паспортов (выходит, ребят несколько лет мурыжили просто так, а по новому законодательству и вовсе могли отправить за решетку!). А есть ведь еще и исследования ученых, заявивших, что всеми ожидаемая вакцина от коронавируса может маскировать применение спортсменами генного допинга.
Едва ли кто-то поставит себе целью закрыть всех конкурентов в тюрьме, но вот сделать кого-то невъездным и опустить шлагбаум для участия в любых серьезных соревнованиях — плевое дело. Неудивительно, что принятие «закона Родченкова» вызвало серьезный переполох в мировом спорте.Причем высказались не только давно бодающиеся с американцами и пребывающие нынче фактически в изгнании российские спортсмены и чиновники, но даже Всемирное антидопинговое агентство. ВАДА ужа достаточно давно спорит с различными американскими структурами. USADA напрямую ставит агентству финансовые ультиматумы, ссылаясь на интересы бизнеса, профессиональные лиги США и вовсе игнорируют мировые антидопинговые правила. Теперь, как сказано в официальном обращении ВАДА, ситуация может стать еще более запутанной.
После перепроверки проб Олимпиады в Лондоне австралиец Брентон Рикард лишится золотой медали. По новому закону он мог бы отправиться в тюрьму.
По словам директора белорусского Национального антидопингового агентства Дениса Мужжухина, вопрос о том, будет ли Интерпол помогать американцам отлавливать допингеров по всему миру, пока открыт. Но вот на территории США их точно может встретить полиция. А в 2028 году Олимпиаду, напомним, принимает Лос-Анджелес, и для всех, кто попадется на допинге в ближайшие 8 лет, участие в этих Играх будет, мягко говоря, рискованным.
— Закон пока не вступил в силу. Его должен подписать президент США. Но если документ будет ратифицирован, в мировом спорте может возникнуть колоссальный раскол. Никто не против жестких мер в отношении допинга. Но сейчас появляется дублирование наказаний. Есть одобренные всеми странами санкции ВАДА и МОК. Но США к ним решают добавить еще и свои, фактически игнорируя существующие в спорте нормы и законы, пытаясь навязать и диктовать свою волю. При этом в мировом спорте сходятся интересы огромного количества людей, корпораций, спонсоров и лиг из Европы, Азии, Латинской Америки. Конечно, они не могут запретить США принимать какие-то национальные законы, но теперь национальные законы США начинают затрагивать, по сути, весь мир.
komashko@sb.by