Педагогическая династия Макаревич на уроках и лекциях использует искусственный интеллект

Задачки для нейросетей

Представьте себе мир, где искусственный интеллект подбирает для каждого ученика индивидуальную траекторию обучения, учитывает его способности, интересы и темп усвоения материала. Виртуальные помощники заменяют рутинную работу, освобождая время педагогов для творчества и индивидуального подхода к каждому ребенку, а алгоритмы анализируют миллионы данных, помогая учителям вовремя распознать пробелы в знаниях учеников. Вместе с Владом Макаревичем, старшим преподавателем экономического факультета БГУ, и его мамой Натальей Макаревич, учителем начальных классов гимназии № 30 Минска, рассуждаем, какие возможности открывают перед педагогами современные технологии. Мать и сын внедряют элементы искусственного интеллекта в процесс обучения — от школьной скамьи до университета. И да, откроем тайну: первые два предложения этого текста написаны нейросетями. Заметили?

Наталья и Влад Макаревич.

Личный помощник

Почему статья начинается не с собственных мыслей? Объясняю. После интервью попросила Влада эксперимента ради сгенерировать статью с помощью нейросетей. При этом усложнила задачу: материал надо было сделать на основе диктофонной записи. Вечером готовый текст, начало которого я специально сохранила, уже ждал меня на рабочей почте. «Скорость отличная», — ловлю себя на мысли. И все же с усмешкой подмечаю: после пресс-конференции журналисты в стремлении сообщить информацию первыми, кажется, могут обогнать даже умную машину, публикуя новости с космической скоростью. Поэтому не обольщаюсь, а приступаю к чтению как скептик, оказавшийся на спиритическом сеансе. Что ж, написано хорошо. Это что, со временем акулы пера превратятся в мелких рыбешек, которые будут строчить запросы для продуктивного, а главное, скоро соображающего компьютерного мозга? Слова Влада подей­ствовали куда лучше холодного душа на взбудораженное журналистское эго. Оказывается, чтобы подготовить статью, ему пришлось сделать не меньше 20 (!) запросов. А потом еще подшлифовать готовый вариант — помним, текст делали на основе диктофонной записи, поэтому пришлось изрядно потрудиться. Коллеги, пока выдыхаем и продолжаем работать!


— А никто и не говорит, что сегодня искусственный интеллект заменит журналистов, медиков или педагогов, — уверенно парирует собеседник. — Зато с его помощью легко отсечь скучные, рутинные задачи, а заниматься тем, что у вас получается лучше всего.

Влад — один из тех, кто ратует, чтобы в университетах появилась дисциплина по подготовке специалистов со знанием ИИ:

— Если вы владеете нейросетями, считайте, у вас появляется личный помощник. Например, зачем вам часами слушать диктофонную запись, когда за минуты можно транскрибировать аудио­запись в текст? Нейросеть придет на помощь врачам в разработке персонализированных планов лечения для каждого пациента или в анализе рентгеновских снимков. Аграриям поможет проконтролировать процесс обработки посевных площадей и сбора урожая, повысить производительность угодий. 
Возможно, удивлю, но я даже официальные письма и поздравления генерирую, а не пишу самостоятельно. Раз пошел такой разговор, признаюсь: иногда даже обычные сообщения друзьям составляю именно таким образом, особенно когда у меня просят психологический совет (смеется) — ИИ быстро находит нужные слова.

Впечатляющие уроки

Преподаватель уверен: нейросети могут практически полностью избавить педагогов от бумажной работы, на которую они сетуют больше всего. С помощью искусственного разума он уже проверяет домашние задания студентов, оценивает тесты, подбирает материалы к лекции и даже придумывает темы научных проектов.

Влад Макаревич открывает на компьютере учебный план:

— Ранее на его составление у меня уходило три дня. Сегодня за один день пишу три — это с учетом того, что корректирую готовый продукт. Зато у меня больше времени на разработку креативных занятий.

С развитием нейросетей будет усиливаться персонализация обучения. Уже есть приложения, которые прописывают учебный план для каждого ученика, учитывая его сильные и слабые стороны, стиль обучения, интересы и темп усвоения материала. Получается, это уже не фантастическое будущее, а реальное настоящее.

— Современными инструментами чаще пользуются молодые преподаватели, — подмечает Влад. — Но на нашем факультете есть замечательный профессор Борис Паньшин. Ему 78 лет, а он, поверьте, про ИИ знает гораздо больше многих студентов.

Рассказывая о безграничных возможностях ИИ, не стоит забывать про развитие критического мышления, напоминает Макаревич:

— В прошлом году провел практическую работу по теме «Социальная инженерия». С помощью ИИ я смог создать задание, в котором студентам нужно было найти как можно больше информации обо мне в открытых источниках. Один из них нашел такие факты из биографии, которые, казалось бы, точно не могли оказаться в сети. Это задание не только помогло студентам изучить тему, но и заставило задуматься о безопасности информации в эпоху цифровых технологий. На моем примере проиллюстрировал, что любое благо может сыграть злую шутку.


Не менее полезным искусственный интеллект может стать для учителей, уверена Наталья Макаревич. Она уже использует возможности нейросетей в начальной школе со своими учениками.

— Есть идея оживить самых известных писателей, — делится планами педагог. — Представьте, когда на урок приходят Якуб Колас, Янка Купала и начинают рассказывать самые интересные факты из биографии. Дети это точно запомнят.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter