Представьте себе мир, где искусственный интеллект подбирает для каждого ученика индивидуальную траекторию обучения, учитывает его способности, интересы и темп усвоения материала. Виртуальные помощники заменяют рутинную работу, освобождая время педагогов для творчества и индивидуального подхода к каждому ребенку, а алгоритмы анализируют миллионы данных, помогая учителям вовремя распознать пробелы в знаниях учеников. Вместе с Владом Макаревичем, старшим преподавателем экономического факультета БГУ, и его мамой Натальей Макаревич, учителем начальных классов гимназии № 30 Минска, рассуждаем, какие возможности открывают перед педагогами современные технологии. Мать и сын внедряют элементы искусственного интеллекта в процесс обучения — от школьной скамьи до университета. И да, откроем тайну: первые два предложения этого текста написаны нейросетями. Заметили?
Наталья и Влад Макаревич.
Личный помощник
Почему статья начинается не с собственных мыслей? Объясняю. После интервью попросила Влада эксперимента ради сгенерировать статью с помощью нейросетей. При этом усложнила задачу: материал надо было сделать на основе диктофонной записи. Вечером готовый текст, начало которого я специально сохранила, уже ждал меня на рабочей почте. «Скорость отличная», — ловлю себя на мысли. И все же с усмешкой подмечаю: после пресс-конференции журналисты в стремлении сообщить информацию первыми, кажется, могут обогнать даже умную машину, публикуя новости с космической скоростью. Поэтому не обольщаюсь, а приступаю к чтению как скептик, оказавшийся на спиритическом сеансе. Что ж, написано хорошо. Это что, со временем акулы пера превратятся в мелких рыбешек, которые будут строчить запросы для продуктивного, а главное, скоро соображающего компьютерного мозга? Слова Влада подействовали куда лучше холодного душа на взбудораженное журналистское эго. Оказывается, чтобы подготовить статью, ему пришлось сделать не меньше 20 (!) запросов. А потом еще подшлифовать готовый вариант — помним, текст делали на основе диктофонной записи, поэтому пришлось изрядно потрудиться. Коллеги, пока выдыхаем и продолжаем работать!
Влад — один из тех, кто ратует, чтобы в университетах появилась дисциплина по подготовке специалистов со знанием ИИ:
— Если вы владеете нейросетями, считайте, у вас появляется личный помощник. Например, зачем вам часами слушать диктофонную запись, когда за минуты можно транскрибировать аудиозапись в текст? Нейросеть придет на помощь врачам в разработке персонализированных планов лечения для каждого пациента или в анализе рентгеновских снимков. Аграриям поможет проконтролировать процесс обработки посевных площадей и сбора урожая, повысить производительность угодий.
Возможно, удивлю, но я даже официальные письма и поздравления генерирую, а не пишу самостоятельно. Раз пошел такой разговор, признаюсь: иногда даже обычные сообщения друзьям составляю именно таким образом, особенно когда у меня просят психологический совет (смеется) — ИИ быстро находит нужные слова.
Впечатляющие уроки
Преподаватель уверен: нейросети могут практически полностью избавить педагогов от бумажной работы, на которую они сетуют больше всего. С помощью искусственного разума он уже проверяет домашние задания студентов, оценивает тесты, подбирает материалы к лекции и даже придумывает темы научных проектов.Влад Макаревич открывает на компьютере учебный план:
— Ранее на его составление у меня уходило три дня. Сегодня за один день пишу три — это с учетом того, что корректирую готовый продукт. Зато у меня больше времени на разработку креативных занятий.
С развитием нейросетей будет усиливаться персонализация обучения. Уже есть приложения, которые прописывают учебный план для каждого ученика, учитывая его сильные и слабые стороны, стиль обучения, интересы и темп усвоения материала. Получается, это уже не фантастическое будущее, а реальное настоящее.
Рассказывая о безграничных возможностях ИИ, не стоит забывать про развитие критического мышления, напоминает Макаревич:
— В прошлом году провел практическую работу по теме «Социальная инженерия». С помощью ИИ я смог создать задание, в котором студентам нужно было найти как можно больше информации обо мне в открытых источниках. Один из них нашел такие факты из биографии, которые, казалось бы, точно не могли оказаться в сети. Это задание не только помогло студентам изучить тему, но и заставило задуматься о безопасности информации в эпоху цифровых технологий. На моем примере проиллюстрировал, что любое благо может сыграть злую шутку.
— Есть идея оживить самых известных писателей, — делится планами педагог. — Представьте, когда на урок приходят Якуб Колас, Янка Купала и начинают рассказывать самые интересные факты из биографии. Дети это точно запомнят.