XXXVII Фестиваль музыки «Минская весна» в Белгосфилармонии открылся Ленинградской симфонией Шостаковича

Взволнованный, битком набитый зал, 130 человек на сцене, огромный телевизионный «журавль», совершающий в филармонических небесах свои загадочные пассы в стремлении не упустить ни одной детали великого события…

Дирижирует Александр Анисимов. 

Могу лишь вообразить, что чувствовала публика восемьдесят лет назад, 5 марта 1942 года, в Куйбышеве (ныне Самара) на премьере симфонии, которая тогда еще была просто Седьмой.

Ленинградской ее позднее назовет Ахматова, потому что три части из четырех Шостакович написал в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде, а последнюю — в Куйбышеве, куда композитора с семьей эвакуировали 1 октября.

Из Куйбышева симфонию транслировали по радио на весь мир. Это было то пульсирующее, трепетное, старое радио, которое приходилось «ловить», которое ускользало вместе с волной: «Родина слышит, родина знает, где над землей ее сын пролетает…» — песня Шостаковича, создававшаяся как «песня-пеленг» для летчика и задолго до Гагарина ставшая позывными советского радио.

Дмитрий Шостакович. Архивное фото.

— В последний раз мы исполняли Седьмую симфонию в 2005 году, — говорит мне художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Александр Анисимов. — Видите, как давно это было? А в Питере это произведение исполняют каждый год.

Александр Михайлович Анисимов — творец нынешнего исполнения. Это он собрал на сцене Белорусской государственной филармонии сразу два оркестра — Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь и симфонический оркестр Белтелерадиокомпании.

— Для того чтобы это исполнение приобрело еще больший масштаб, мы привлекли еще один симфонический оркестр, — поясняет маэстро. — Не только потому, что в партитуре Шостаковича существует строчка дополнительного духового ансамбля, у музыкантов это называется «банда». А прежде всего потому, что грандиозные и очень насыщенные кульминации у духовых нужно уравновесить струнными, и мы не смогли бы это сделать своими силами, хотя у нас 18 первых скрипок и 16 вторых — вполне достаточно для исполнения любой симфонии. Но не Ленинградской!

А особенно с учетом того, что филармония при поддержке нашего государства недавно закупила полный комплект духовых и ударных инструментов для Государственного академического симфонического оркестра, и оркестр заиграл по-новому! Не только новым качеством игры, но и новыми красками, новым блеском. Смогли наконец раскрыться блестящие таланты артистов — трубачей, тромбонистов, валторнистов, ударников, исполнителей на деревянных духовых. Очень приятно и правильно, что в филармонии появилась новая традиция объявлять со сцены их имена.

Но как бы хороши ни были инструменты и техника игры, главное все же люди: их страсть, их душа сделали это исполнение незабываемым, одним из лучших, что я слышала в жизни.

— Наши музыканты полюбили это произведение, — вот всё, что сумел сказать мне маэстро через пять минут после того, как отгремели аплодисменты.

А аплодировали стоя минут пятнадцать — несмотря на то, что произведение очень непростое для восприятия.

Триумфаторы.

— Самый популярный и известный ее эпизод — «нашествие» — длится примерно десять минут, а вся симфония целиком — час пятнадцать или час двадцать, в зависимости от исполнения, — расшифровывает Александр Михайлович. — Совершенно потрясающее по глубине, по драматизму, по лирике, по эмоциональным всплескам произведение. Мы над ним работали с огромным увлечением.

Анисимов подчеркивает, что Седьмая симфония — произведение абсолютно самодостаточное, и ее необязательно привязывать к какой-нибудь дате.

Но нынешнее исполнение посвящено Дню Победы, и абстрагироваться от этой даты, слушая ее, никак невозможно. Поразительна вера, с которой композитор писал эту огромную вещь в один из самых страшных месяцев блокадного Ленинграда. Вера в то, что произведение будет исполнено, что страна пересилит и победит, а ведь это было время тотального отступления. Поражают птичьи голоса, звучащие в оркестре в самые теплые, лирические моменты. Поражают видения победоносных битв, которые случатся намного позже, — в 1943, 1944, 1945 годах. Поражает финальный апофеоз Победы.

Таким незабываемым аккордом открылась нынешняя «Минская весна». А впереди еще много самых разных концертов. Фестиваль продлится до 31 мая.   

juliaandr@gmail.com 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter