Например, в Барановичах межрайонная прокуратура поддержала государственное обвинение в отношении 38‑летнего неработающего местного жителя, которому инкриминирован сразу букет статей: хулиганство, истязание, угроза убийством, незаконное лишение свободы. Выяснилось, что в ходе семейных конфликтов он систематически избивал свою супругу, нанеся ей в общей сложности не менее 105 ударов за четыре дня. Все это время он против воли потерпевшей удерживал ее в квартире и угрожал убийством.
Когда жене удалось вырваться из рук мучителя, он отправился искать ее на автобусную остановку, где нанес удар кулаком по лицу абсолютно незнакомой женщине. Что особенно возмущает, своей вины дебошир не признал ни на следствии, ни в суде. Зато суд учел позицию государственного обвинителя и постановил обвинительный приговор. Теперь семейный агрессор будет отбывать 3 года лишения свободы, а также заплатит штраф в 100 базовых величин.
Еще более дикий случай произошел в Московском районе Минска. Там 52‑летний пьяница избил свою 83‑летнюю мать, к тому же инвалида. Что показательно, это произошло не впервые. Однако пожилая женщина, находясь в зависимом положении от сына-изверга, и в этот раз отказалась жаловаться на него. Впрочем, тот недолго радовался: вмешалась прокуратура и возбудила уголовное дело частного обвинения без заявления потерпевшей. Теперь это дело будет расследовать районный отдел Следственного комитета.
Еще более жестоко обошелся с родной матерью 28‑летний житель того же района Минска. Проверка установила, что в разные дни мая 2023 года он систематически наносил ей побои. Бил женщину руками по различным частям тела, таскал за волосы по полу и ударял лицом о батарею, давил коленом на грудь, фактически удушая ее. При этом он угрожал матери убийством. В результате 48‑летней женщине причинены многочисленные телесные повреждения, но она отказалась от написания заявления о привлечении садиста к уголовной ответственности. Попросту говоря, боялась, что свирепый сынуля жестоко ей отомстит. Прокуратура возбудила дело по двум статьям — об истязании и угрозе убийством. Идет следствие.
Мне кажется, все указанные отрицательные персонажи считают себя большими знатоками уголовной жизни. Но на самом деле в их знаниях существует серьезный пробел, который они восполнят за время определенного судом лишения свободы. Назубок выучат пункт 5 статьи 26 Уголовно-процессуального кодекса, где сказано следующее:
«Прокурор вправе возбудить уголовное дело о преступлениях… и при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы».И другим претендентам на звание домашних тиранов эти строки не мешало бы знать. Что особо существенно, там же подчеркнуто, что «Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит». То есть вымолить у избитой матери прощение за рукоприкладство, может быть, и получится. У государства — вряд ли.
rud@sb.by