В феврале пройдет репетиционный ЦЭ, даты экзаменов утверждены: вступительная кампания фактически стартовала

Всегда готовы

На что нужно обратить внимание будущим абитуриентам и их родителям, в чем преимущества рабочих профессий, где и когда заручиться целевым направлением и почему выбор белорусских вузов в качестве альма-матер — единственно верное решение? Об этом рассуждают участники круглого стола, организованного «Народной газетой»: директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк, а также специалисты Министерства образования — начальник главного управления профессионального образования Сергей Пищов, начальник управления общего среднего образования Ирина Каржова и консультант управления профессионально-технического и среднего специального образования Александр Талатай.

Пробный удар

«НГ»: Совсем скоро — 8 февраля — состоится репетиция ЦЭ, обязательная для всех выпускников. Как готовиться?

Ирина Каржова.
Ирина Каржова: В этом году уже в третий раз выпускники 11-х классов будут проходить итоговую аттестацию в форме централизованного экзамена. Минобразования своевременно подготовлены все необходимые документы, чтобы он прошел организованно. Как и в прошлом году, он будет проводиться по одному из предметов по выбору учащегося (как правило, это профильный предмет, необходимый для поступления в вуз), а также по русскому либо белорусскому языку. Даты проведения уже определены — 26 мая и 29 мая соответственно.

В 2024/25 учебном году, как и в предыдущие годы, Министерством образования запланировано проведение репетиционного централизованного экзамена (РЦЭ). Его цель — максимально отработать организационные моменты: от выбора учащимися предмета для репетиционного ЦЭ, регистрации в системе Республиканского института контроля знаний до подвоза в пункты проведения экзамена, рассадки в аудиториях, заполнения бланков ответов.

Для ребят РЦЭ — это и эмоциональная подготовка, возможность проверить свои знания в условиях, максимально приближенных к экзамену. Учащимся нужно сосредоточиться на том, чтобы показать результаты обучения в школе, а задача родителей — поддержать своих детей. И уже по результатам репетиционного ЦЭ вместе с учителями определить, где и в чем подкорректировать знания, чтобы достойно пройти испытания в мае.

«НГ»: Подготовка ребят в школе к ЦЭ и ЦТ — достаточна ли она и так ли необходимо нанимать репетиторов?

Ирина Каржова: Прибегать или нет к услугам репетиторов — право родителей. Но зачастую это напрасная трата времени и денег. В учреждениях образования созданы необходимые условия для качественного освоения учебных программ. Конечно, если человек не хочет учиться, то преподаватель бессилен и репетитор здесь не поможет.

Начнем с того, что все тесты для ЦЭ и ЦТ формируются исключительно на основе программы базового уровня изучения учебных предметов, на материале, содержащемся в школьных учебниках. Для тех, кому недостаточно 45 минут урока, предусмотрены поддерживающие занятия за счет часов учебного плана. Есть также факультативные занятия по подготовке к ЦЭ. И в первом, и во втором случае это бесплатно.

То, что к экзаменам можно качественно подготовиться и выполнить тесты на высоком уровне, подтверждают результаты испытаний прошлого года: 1105 человек стобалльников по результатам ЦЭ. В то же время 64 человека из 55,5 тысячи получили 0 баллов.

Результаты ЦЭ коррелируют с годовыми отметками. Приведу несколько примеров. В прошлом году около 30 % учащихся подтвердили годовые отметки на ЦЭ. Примерно такое же количество улучшили результаты на 1 балл и около 13 % ухудшили их, тоже на 1 балл. Ухудшили годовую отметку на 2 балла около 5 % учащихся, улучшили на 2 балла — около 10 %. Это закономерно. Любой экзамен — испытание, где многое зависит от умения сосредоточиться. В первую очередь родители должны помочь детям настроиться. А учителя сделают все необходимое для того, чтобы учебный материал был усвоен качественно.

Учесть нюансы

«НГ»: После школьных экзаменов начинается подготовка к централизованному тестированию. Алгоритм отработан, но, возможно, есть нюансы, на которые следует обратить внимание? 

Юрий Миксюк.
Юрий Миксюк: Структура и сложность тестов не изменятся, таблицы соответствия первичных и тестовых баллов позволяют просто и прозрачно осуществить подсчет. Но, конечно же, есть вещи, которые стоит напомнить во избежание неприятных недоразумений.

Если организацией и регистрацией ребят на ЦЭ занимается школа, то в случае ЦТ абитуриенты решают вопросы самостоятельно. Ошибиться сложно, но на нервах случается всякое.

Итак, следует зарегистрироваться (через сайт РИКЗ или в одном из пунктов), получить пропуск и памятку. Убедитесь, что вы записались именно на тот предмет, который нужен. Сверьте адрес, по которому будет проходить испытание, поскольку вовсе необязательно, что это тот пункт, где вы регистрируетесь на ЦТ.

Что касается правил сдачи ЦТ, информация об этом доступна на сайте РИКЗ, изложена в памятке и неоднократно озвучивалась. Тем не менее напомню, что ко всем требованиям нужно подходить предельно серьезно, поскольку ЦТ — экзамены с высокими ставками. В частности, приехать в пункт сдачи ЦТ надо не позднее чем за 30 минут до начала, чтобы пройти ряд необходимых формальностей. Абитуриент, прибывший после вскрытия пакета с тестами, в аудиторию не допускается.

Внимательно слушайте инструктаж, не забывайте заполнить область регистрации бланка ответов, в противном случае тест не будет проверен. Убедитесь, что номер варианта бланка заданий совпадает с номером варианта бланка ответов. Вдумчиво читайте условия заданий, потому что часто причиной неверных ответов становится именно невнимательное прочтение. Пишите разборчиво и следите за временем. Исходя из всего вышеизложенного основные рекомендации перед экзаменом — выспаться, отдохнуть, быть готовым подтвердить свои знания.

«НГ»: Насколько успешно абитуриенты сдают тестовые испытания?

Юрий Миксюк: ЦТ проводится у нас уже достаточно продолжительное время — с 2006 года это основная форма вступительных экзаменов в вузы. ЦЭ сдают третий год. По сути, результаты обоих испытаний говорят и об уровне образования в стране в целом. Рассмотрим их подробнее.

Как уже упоминалось, в минувшем году более тысячи человек сдали ЦЭ на 100 баллов, причем 72 из них — с максимальным результатом сразу по двум предметам. Далее можно привести еще более впечатляющую статистику: 460 стобалльников — выпускники обычных общеобразовательных школ, 427 отличных результатов заработали ребята из районных центров, 56 — представители сельских населенных пунктов. Согласитесь, это впечатляет.

Итоги сдачи ЦТ тоже не могут не радовать: в прошлом году было 684 стобалльника. Из них девять человек получили максимальные результаты по двум предметам и один — по трем.

Еще раз подчеркну, что тесты ЦЭ и ЦТ проходят обязательную экспертизу и создаются таким образом, чтобы соответствовать школьной программе. Они не становятся сложнее, о чем свидетельствуют достаточно большое количество абсолютных результатов и неплохие средние баллы.

Пусть меня научат

«НГ»: Каким образом ведется профориентация? Есть ли у ребят возможность вдумчиво выбрать будущую специальность?

Сергей Пищов.
Сергей Пищов: Сегодня заказчики кадров активно сотрудничают с учреждениями образования, и это способствует тому, чтобы уже на ранней стадии выбор специальности для абитуриента был максимально осознанным. Ряд мероприятий проводится как на предприятиях, так и в университетах и колледжах. Это классические дни открытых дверей и другие интересные формы работы. Например, в нескольких вузах во время школьных каникул работает проект «Стань студентом на неделю». Все учреждения образования выпускают видеоролики, ведут телеграм-каналы, социальные сети, привлекая молодежную аудиторию. Проводятся профориентационные субботы, когда работники и студенты учреждений профессионального образования выезжают в школы и райцентры. И это только часть мероприятий.

Из событий республиканского уровня отмечу выставку «Образование и карьера», вызывающую повышенный интерес у абитуриентов, учреждений образования и заказчиков кадров. Предприятия вместе с университетами и колледжами агитируют и профориентируют молодых людей на выбор учебного заведения и профессии. Такие подходы необходимо развивать.

Если мы говорим о проф­ориентационной работе в целом, то она ведется начиная с детского сада, продолжается в школе и активизируется ближе к 8—9-м классам. Во время допрофильной подготовки ребята определяются с выбором траектории — поступать в колледж либо оставаться в школе. В 10—11-х классах в тех учреждениях образования, где для этого есть возможности, активно развиваются профильные классы профессиональной направленности: педагогические, спортивно-педагогические, аграрные, военно-патриотические и инженерные. Это отдельное очень серьезное направление, плотно завязанное на потребности экономики. Выпускники профильных классов имеют право на зачисление в вузы без вступительных испытаний по результатам собеседования при наличии высоких отметок в аттестате и рекомендации педсовета.

«НГ»: В прошлом году конкурсы в колледжи были серьезными, выросли проходные баллы. Профессионально-техническое и среднее специальное образование по популярности приближается к вузовскому? 

Сергей Пищов: Действительно, мы наблюдаем ежегодный рост числа абитуриентов, поступающих в колледжи. В прошлом году такой выбор сделали около 50 % ребят, окончивших 9-й класс. В чем их выгода? Вместе со средним образованием они получат и профессию. В дальнейшем, если будет желание, после трудоустройства на первое рабочее место они параллельно смогут получить и высшее образование. Для этого предусмотрено, например, сокращенное обучение в вузе в заочной форме. Такой специалист получает безусловные преимущества на рынке труда.

Нужно отметить и высокое качество образовательного процесса в колледжах. Ставка делается на практикоориентированность, ребята проходят обучение на предприятиях, функционируют 52 центра компетенций (центров опережающей подготовки), где собрано самое современное оборудование по различным отраслям и технологиям. Увеличивается количество смежных профессий, которые можно получить во время учебы. Сейчас на уровень профессионально-технического и среднего специального образования поступают целе­устремленные, мотивированные молодые люди — это активно развивающийся тренд.

Возможны варианты

«НГ»: Может ли абитуриент, не поступивший в колледж, вернуться в школу? И если да, то на каких условиях?

Александр Талатай.
Александр Талатай: В Беларуси 236 колледжей, а также 34 иных учреждения образования, реализующих программы обучения двух уровней — среднего специального и профессионально-технического. И поскольку сроки подачи документов и зачисления между ними разнесены, если не удался первый вариант, можно попробовать второй. В случае востребованных экономикой специальностей учреждения образования могут увеличивать контрольные цифры приема.

Информация о ходе приема размещается на сайтах учреждений образования. Для этого нужно внимательно мониторить информационные ресурсы учебных заведений, отслеживать проходной балл на конкретный момент времени. На самом деле шансы поступить очень велики.

Ирина Каржова: Сроки зачисления в колледжи и школы разведены, поэтому если абитуриент по каким-то причинам не поступил в колледж, он может вернуться в школу. Никто по определению не должен остаться «за бортом». Общее среднее образование у нас является обязательным. Однако стоит учитывать, что в учреждениях образования открываются ­10-е базовые и профильные классы. Зачисление в профильный класс осуществляется по конкурсу: средний балл свидетельства об общем базовом образовании должен быть не менее 7, отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, — тоже не ниже 7 баллов.

Прием документов в базовые классы осуществляется до 28 августа. К слову, в базовых 10—11-х классах организовано изучение учебного предмета «Трудовое обучение», в рамках которого осуществляется реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих). Учащимся 11-х классов, которые сдали квалифицированный экзамен, присваивается квалификационный разряд рабочего (служащего). То есть уже в школе ребята не просто знакомятся с профессией, но и получают определенные компетенции.

Вижу цель

«НГ»: Все большую популярность приобретает целевая подготовка. В чем выгода абитуриента? Где брать направление?

Сергей Пищов: Думать о том, где взять целевое направление, нужно уже сейчас. Если абитуриент заинтересован в такой форме обучения, нужно обратиться на предприятие, пообщаться с работодателем. Либо получить информацию о целевом наборе на днях открытых дверей в учреждениях образования. Это касается как вузов, так и колледжей.

На основании запроса от работодателей Министерство образования утверждает количество мест целевого набора до 1 мая (по педагогическим специальностям — до 1 июня). После этого абитуриент заключает договор о целевой подготовке и в установленные сроки вступительной кампании подает документы.


Выгоды очевидны: абитуриент заручается поддержкой предприятия, готового предоставить работу, получает статус молодого специалиста и гарантированное первое рабочее место. Что касается распространенного мнения о том, что целевики пользуются безусловными льготами при поступлении, я бы не был столь категоричен. Например, если мы говорим о высшем образовании, то здесь среди целевиков существует конкурс на место.

Александр Талатай: Хотелось бы добавить по поводу возможности взять целевое направление. В последние годы в столице и регионах проводятся такие мероприятия, как ярмарки целевой подготовки. В них принимают участие организации, заинтересованные в заключении договоров с абитуриентами колледжей и вузов. За 2023—2024 годы таких выставок прошло около 300, в них приняли участие более 70 тысяч учащихся.

Ну и, конечно, необходимо интересоваться этим вопросом в тех же колледжах заранее. Там обязательно подскажут, как взять целевое направление.

Лучшее — свое

«НГ»: Возможностей для получения образования, в частности высшего, у нас достаточно. Почему лучше выбирать именно белорусские вузы?

Сергей Пищов: Первый и основной критерий — качество. У нас обучается 30 тысяч иностранных студентов из более чем 100 государств. Замечу, что это люди, которые в большинстве своем имеют возможность обучаться практически в любой стране мира.

Наше образование доступно, следует тенденциям мирового образовательного процесса, имеет ярко выраженную практическую направленность. По окончании вуза государство гарантирует молодому человеку, отучившемуся за счет бюджета, статус молодого специалиста со множеством преференций, вплоть до помощи с решением жилищного вопроса, а также первое рабочее место в виде распределения. С каждым годом все больше платников тоже просят распределение, и это показатель.

Фото из архива «СБ»

Однако дабы не быть голословным, я бы посоветовал руководствоваться пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Идите в колледжи и вузы, знакомьтесь с преподавателями и студентами на днях открытых дверей, составляйте свое мнение. Это будет наиболее объективно и правильно.

ОБСУДИЛИ И ОДОБРИЛИ  
Ирина Каржова: Централизованный экзамен в виде тестирования — это независимая оценка знаний, исключающая элементы предвзятости. После первого ЦЭ Министерство образования инициировало проведение во всех регионах страны диалоговых площадок, во время которых мы встречались с педагогами и родителями. Обсуждался вопрос, оставлять ЦЭ или возвращать выпускной экзамен в учреждении образования. В итоге общественность высказалась за новую форму итоговой аттестации.

Круглый стол провела Ольга БЕБЕНИНА, bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter