Людей, что–то собирающих, множество. Кто–то помешан на почтовых марках, этикетках со спичечных коробков, на старых журналах, перочинных ножиках, авторучках. Собирать, впрочем, можно что угодно, даже песни, пословицы, анекдоты, заковыристые ругательства... А вот тех, кто собирает живопись, графику, у нас в стране совсем немного, можно пересчитать по пальцам. Все коллекционеры изобразительного искусства друг друга знают, общаются, но к ним отношение, как правило, настороженное. Многие их считают этакими подпольными миллионерами–чудаками. Ведь все слышали–видели сюжеты со знаменитых аукционов, на которых картины уходят с молотка за астрономические суммы, даже не за десятки, а за сотни миллионов. Последняя аукционная сенсация — картина Пабло Пикассо, проданная за 179 миллионов долларов.
Один из них — мой добрый знакомый, известный художник Игорь Бархатков, он же и коллекционер:
— Если честно, то до определенного времени я не любил белорусскую живопись, считая ее слабой... Но в 90–е годы мне позвонила из Москвы знакомая художница и сказала, что у них из мастерских художников иностранцы все выметают... Я ей ответил, что у нас пока тихо, хотя иностранцы приезжают и смотрят. В те годы мастерские были полны работами как в Москве, так и в Минске, Киеве, Саратове, Владимире, Гродно... В любом городе. Поясню, тогда художники писали не для продажи, а для себя. Был у художника один, в лучшем случае два заказа в год от государства на картину, а все остальное время — личное. Лучшие работы живописец показывал на выставках, а остальные в мастерской. И в каждой было по пятьсот, а то и по тысяче полотен. Когда иностранные коллекционеры ринулись к нам, то я вдруг понял: надо что–то делать. Иначе все увезут. Все окажется там!
— Так коллекционеры действуют из патриотических побуждений?
— Слушай, поясню. Попадаю в мастерскую своего профессора Петра Крохолева, над которым мы посмеивались, а у него просто фантастические работы есть... А у Натана Воронова какая живопись поразительная! Тут я начинаю понимать, что в Беларуси великолепные работы! Сам я уже начал ездить на Запад и имел возможность сравнивать. Наши, даже и не очень знаменитые, сто очков форы дадут заграничным живописцам.
Вот недавно прошла выставка «Художники Парижской школы из Беларуси». Сразу видно, что наши не только не хуже, а может, и лучше. Какими бы хорошими те ни были, но писали они на продажу, а наши для себя.
И я тогда начал многих уговаривать покупать «старую» живопись, то, что еще не успели вывезти. У меня в те времена хорошо продавались работы, мне платили больше, чем я мог потратить. Звонит жена старого художника, работавшего в кино. Жалуется, что нет денег на билет, чтобы доехать до могилы мужа, где–то в Новгородской области. Прихожу к ней, а у нее — тысяча работ. И она согласна отдать по 5 долларов за каждую картину. Начинаю обзванивать всех, кто интересуется.
Потом появился итальянец, влюбленный в нашу живопись, он покупал целыми мастерскими, вывозил вагонами. Не торговался. Просили по 5 долларов за работу, он давал.
Теперь, когда прошло время, художник Кубарев стал одним из самых дорогих. За ним гоняются, ищут его работы. Мне звонят, а я говорю: «Где же вы пятнадцать лет назад были, когда я всем предлагал?» Мне теперь приходится у Джанино выменивать работы Кубарева на свои. Но меня и это радует. Ведь я еще напишу, а Кубарев — нет. Так я стараюсь хоть что–то вернуть на родину.
|
|
— Игорь, скажи, а по какому принципу ты покупаешь работы: имя, эпоха, цена?
— Над этим вопросом думал. Покупал те работы, которые сам написать не мог. Те, которые лучше, чем собственные. Потом, когда вошел во вкус и увидел, что это все высокое искусство, включился исторический момент. Засел за учебники, обложился каталогами и начал систематизировать свои знания. Прикинул, что можно найти и купить. Первые, к кому пошел, — Гембицкие. Не стану скрывать, я забрал сразу все. Там было несколько папок графики. Он — ученик Фаворского и Гончарова. Окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно–технические мастерские. — Прим. авт.). У меня есть рисунок 1924 года «Кирпичный завод в Минске». Рядом с этим заводом прошло мое детство. Удивительный художник! Представляешь, у него не было ни одной персональной выставки. Ибрагим Рафаилович Гембицкий оказался в оккупированном Минске. Папку со своими работами закопал в саду под яблонями. Эта ветхая папка у меня есть. И еще мне повезло, что в той папке хранились не только его работы, но и графика его товарищей. Еще там был этюд 1942 года, на котором изображено Кальварийское кладбище.
— Ты хочешь сказать, что это все было невостребованным?
— Оказалось, что это, кроме меня, никому не надо. Наш музей к вдове не пришел... Кстати, это проблема. Исчезла комиссия, существовавшая при Аладовой, которая занималась наследием умерших художников. Дальше я понял, что один купить все не смогу, начал подключать других коллекционеров, а заодно и объяснять им, что следует собирать. Но тут меня подстерегала очередная проблема. Как только появились новые коллекционеры, так сразу и цены начали расти как на дрожжах. В это время начала складываться группа белорусских коллекционеров.
— Сколько у нас собирателей живописи и графики?
— Есть небольшая, но достаточная прослойка людей понимающих и собирающих. Главное, что все они любят белорусское искусство и между собой дружат. Конкуренции сегодня нет.
— Игорь, а есть те, для кого белорусское искусство — бизнес?
— Есть те, кто занимается «гешефтом». Покупают, а потом продают дороже. В Минске уже существует и вторичный, и даже третичный рынок. Но это я говорю только о социалистическом реализме.
— Сегодня можно отыскать шедевры? Но не за огромные деньги, а по сходной цене?
— Можно, но проблематично. Совсем недавно я встречался с хозяйкой двух работ Красовского. Она их продает по 250 долларов. Один этюд 1943 года, а второй 1980 года.
— Игорь, тебе приходится сталкиваться с подделками?
— Самое плохое, что многие работы подрисовывают, портят. Все это делается с одной-единственной целью — придать полотну товарный вид, чтобы легче продать.
Вот расскажу историю. Однажды мне показывали разные картины на компьютере. Смотрю и удивляюсь. Изображен Витебск, но не Шагал, не Пэн. Мне говорят, что это художник из Витебска, говорят, что ему 97 лет, что он жив, здоров, фамилия Карпович. Оказывается, он дружил с Маяковским. Когда мы к нему приехали, то выяснилось, что он близко дружил и с Семашкевичем. Представь, он даже не состоял в союзе художников! Я купил у него работу, называющуюся «Старый дом, старый человек, старое дерево».
Мы приехали к нему, долго говорили, записали его. Уверен, что мы ему продлили жизнь. Я мечтаю сделать его выставку.
— Игорь, живи долго и счастливо, но что будет потом с твоей коллекцией?
— У меня есть сын–искусствовед... Но я и при жизни хочу что–то сделать... В идеале, как поступают многие коллекционеры, подарить картины музею. Но что–то сдерживает: мой отец подарил одному музею 15 полотен, а через год он увидел, что они стоят в подвале, а одним холстом накрыта бочка. Папа плакал. И так происходит со всеми подаренными работами.
Скажу крамольную вещь, но я имею право. Слава богу, походил по бабушкам, по вдовам, подарившим музею шедевры. Например, Александра Мозолева. Им в ответ сказали спасибо и дали букет цветов. А у этих вдов даже нет денег, чтобы за свет заплатить, за квартиру. И другое угнетает, надеюсь, что тех сотрудниц уже нет в музее. Так вот они, увидев папки с работами Мозолева, сказали: «Мусор притащили, а нам — разбирайся!» А заполучить в свою коллекцию даже один рисунок Александра Петровича — моя мечта. Я понимал, что он лучший, что он — первый номер, равных нет. Потом повезло и кое–что приобрел у третьей жены старшего сына. Это были люди, к искусству никакого отношения не имеющие. Похожая история приключилась и с Бениамином Басовым, когда его сын привез из Москвы отцовские работы в наш музей. Там были альбомы с рисунками Минска, но и ему прямым текстом говорили, что все это — мусор! И он перестал привозить.
— Какая судьба ждет коллекции наших собирателей?
— Боюсь, что некоторые, может, самые лучшие, могут оказаться за рубежами Беларуси. Но ты об этом поговори с другими коллекционерами, может, они покажут свои шедевры. Ахнешь!
На коллекционеров косятся, забывая, что многие знаменитые музеи выросли из частных собраний. Забывая, а иногда и не задумываясь, что если бы не эти люди, преданные искусству, то многие произведения давным–давно превратились бы в прах и мы не смогли бы их увидеть.
ladzimir@tut.by
Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015