Город белорусских химиков Светлогорск известен не только уникальными искусственными волокнами, но и картинной галереей «Традиция» имени Германа Прянишникова. В ней охотно показывают персональные выставки самые именитые художники, и не только белорусские. Вот и сейчас у местных любителей живописи настоящий праздник души — в галерее выставлены картины санкт‑петербургских полиреалистов.
Юлия Пинежанинова. «Пушгоры. Деревня Воронич».
Инициатор выставки Марина Быкова хорошо знакома любителям изобразительного искусства Беларуси. Ее творчество широко представлено и на этот раз. Сразу же бросается в глаза пространственный с уходящим ввысь золоченым шпилем полиптих «Истоки». Реалии мифа убедительно переданы при всей их кажущейся условности. Именно за это произведение художница недавно была удостоена диплома на выставке в Израиле. А рядом не менее привлекательные «Зал Рафаэля», «Стена плача», «Вознесение»...
Настроением южной умиротворенности проникнут пейзаж Алины Гусаровой «Город у моря». Это же ощущение исходит и от картины «Мой район». Кажется, она даже не написана, а сотворена самими домами в своей неповторимой самобытности. Картина «Розарий» Марины Логойда заставляет не только всмотреться, но и задуматься о том, что время цветения незаметно уходит. Это чувство усиливает пейзаж «Здесь были виноградники». Да, были (грустно соглашаемся мы), а теперь видим подступающую к горам пустошь и несколько одичавших кустов. Психологический реализм? Что ж, и это одна из его талантливых разновидностей.
Борис Шатохин. «Электрификацияки».
Смотришь на эти прекрасные работы и понимаешь, что полиреализм — отнюдь не внешнее, фотографическое восприятие жизни, а ее духовное, чувственное воплощение. В этом убеждают и произведения Юлии Пинежаниновой: пейзаж «Пушгоры. Деревня «Воронич» и полотно «Трамвай у Крюкова канала» — картина как‑то непостижимо сохранила в себе энергию движения и ждущего времени. Еще более обобщенный реализм видим в произведениях Вячеслава Глинского «У озера Селигер» и «Старая Ладога», иллюзорно отражающих зыбкую конкретность и настроение вечности. Самая молодая участница вернисажа — Дарья Пинежанинова. Судя по акварельным картинам («Ночной Оккервиль» и «Сердце нового Оккервиля»), она ищет символическую конкретику в исчезающих обобщениях и находит ее.
Отдельный зал галереи занимают картины мастеров социалистического реализма. Многофигурное пространственное полотно Бориса Шатохина «Электрификация», на которой видим рядом с В. И. Лениным Сергея Есенина. Величественно смотрится картина «Купальщики», заставляет остановиться в задумчивости натюрморт «Факты». Не оставит никого равнодушным и полушутливое, но яркое и дружеское воплощение Шатохиным коллег на одном из совместных пленэров. Рашид Адгамов тоже был в свое время участником пленэра живописцев, организованном Светлогорской картинной галереей. Об этом напоминают подаренные им «Осенний натюрморт» и «Светлогорск». А самый именитый участник выставки — народный художник РСФСР, академик Владимир Ветрогонский. Его акварельный диптих «Вид из окна гостиницы» — классика жанра. К сожалению, все эти замечательные мастера уже ушли от нас, щедро одарив своими талантами.
Изяслав Котляров
sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки. Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter