Приятельница из райцентра, отменная портниха, несколько лет назад открыла свое дело — мастерскую по ремонту одежды. Рассказывала, что родные сомневались в успехе затеи. Но она не отступила: составила бизнес-план, прошла курсы предпринимателей, получила субсидию. Хватило и на швейные машины, и на булавки. Клиентов немало, подружка довольна. В планах расширить скромную мастерскую до швейного производства. Главное, чтобы запал не пропал, думаю я, глядя на нее. А возможность, как показывает опыт, найдется.
Небольшие частные компании, например, могут рассчитывать на долгосрочную финансовую помощь Банка развития по ставке значительно ниже рыночных. Вид поддержки востребован. В прошлом году Банк развития профинансировал свыше 800 проектов малого и среднего предпринимательства. Среди наиболее популярных сфер: собственное производство, пассажирские и грузоперевозки, сфера услуг. Свыше 70 процентов клиентов — представители микробизнеса и индивидуальные предприниматели. Особенно активны регионы: в лидерах Гродненский, Брестский и Минский. Поддержка дает существенный экономический и социальный эффект: выручка предприятий, как и число работающих на них людей, увеличивается.
Это обстоятельство подтверждают в регионах. Предприниматели, планируя расширение бизнеса, все чаще предпочитают брать кредиты на покупку нового оборудования. На той же Гродненщине, к примеру, помощью из областного бюджета в минувшем году воспользовался десяток бизнесменов. Сфера их интересов разнообразна: от кондитерского производства до выпуска шпагатов, канатов и пластмассовых изделий. Причем комфортная среда, оказывается, не только в радиусе областного центра. Работают мини-фирмы в Сморгонском, Лидском, Волковысском и других районах. На днях в Гродно открылся новый бизнес-инкубатор, где любой человек, который горит желанием открыть свое дело, получит поддержку. А так как область безвизовая, есть все предпосылки для появления новых игроков на рынке туристических услуг.
Есть и другие подтверждающие примеры: частный бизнес и отношение государства к нему — не застывшая догма. Инициируются различные формы двустороннего взаимодействия и партнерства. В эти дни, к слову, пристальное внимание бизнес-сообщества к V Неделе белорусского предпринимательства. Тысячи участников, сотни тематических мероприятий, но главное — у частников и представителей госструктур появилась очередная возможность встретиться, что называется, с глазу на глаз и обсудить конкретные предложения для дальнейшего улучшения делового и инвестиционного климата.
Эксперты утверждают: контакты такого рода действительно идут на благо бизнесу, а развитие частного сектора государство и дальше не намерено оставлять без внимания. Минэкономики планирует к 2030 году нарастить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 50 процентов. Есть основания думать: деловая среда для предпринимательства станет еще более комфортной и стабильной.