Новополочанин собрал более 600 старых фотоаппаратов

Вот так кадр!

Коллекцией, которая насчитывает почти 700 экземпляров фототехники, может похвастаться фотограф из Новополоцка Игорь Супроненок. Невозможно зайти в его фотостудию и не замереть хотя бы на пару минут у стеллажей, рассматривая фотоаппараты и кинокамеры прошлого века зарубежного и советского производства. Корреспондент «Р» узнала, сколько времени Игорю понадобилось, чтобы собрать такую богатую коллекцию, и какая именно камера представляет для него наибольшую ценность.

Игорь СУПРОНЕНОК на сто процентов увлечен своим делом и может рассказать историю каждого предмета своей коллекции.

Семейное дело

Фотографировать Игорь Супроненок начал еще в детстве: первое его фото в газете напечатали, когда он был в четвертом классе. Любовь к этому делу коллекционеру привил отец, который всю жизнь проработал фотокорреспондентом. Отдельный стеллаж коллекции отведен под «фамильные ценности». 

— Этими камерами снимал мой отец и я. Хотя есть тут даже фотоаппарат, который принадлежал моему деду. Он работал железнодорожником и нашел эту немецкую камеру, которую советская армия везла из Берлина в качестве трофея, — показывает один из экземпляров коллекции Игорь Супроненок. 

34 года понадобилось коллекционеру, чтобы собрать почти 700 фотоаппаратов и камер. Фотограф признается, что попадают они к нему в руки самым разным способом: покупаются у перекупщиков, достаются в подарок от знакомых, которые знают о его хобби, а иногда раритетные фотокамеры обнаруживаются в комиссионных магазинах или секонд-хендах.


Бесценный экспонат

Коллекционер не дает объявлений о том, что ищет старые фотоаппараты и камеры. По его словам, этим занимаются лишь перекупщики, которые на этом зарабатывают:

— Меня даже, если честно, не интересует сегодняшняя стоимость на рынке имеющихся у меня фотоаппаратов. Но могу сказать, что вот эту деревянную камеру можно было бы продать за 600 — 700 евро. Это студийная фотокамера начала XX века европейского производства. 

Игорь Супроненок на сто процентов увлечен своим делом и может рассказать историю каждого предмета своей коллекции: как советских фотоаппаратов «Зоркий», «ФЭД», «Зенит», так и зарубежных — «Кодак», «Роллейфлекс», «Контакс», «Олимпус» и других.

— Есть у меня самый ценный экземпляр — немецкий «Роллейфлекс» 1930-х годов. Досталась фотокамера мне всего за пять долларов, но эта вещица со своей интересной историей. Дело в том, что на камеру немцы снимали баталии во время Великой Отечественной войны, а потом они подорвались на снаряде. В итоге фотокамеру нашли при раскопках — она очень хорошо сохранилась, — показывает гордость своей коллекции Игорь. — Еще очень люблю отцовскую камеру «Киев». Если сейчас поставить туда пленку, камера и по сегодняшним меркам снимать будет просто фантастически.


О профессии фотографа

Коллекционер с грустью замечает, что раньше фотосъемка была непростым ремеслом, требующим определенных навыков — сейчас же фотографом может назвать себя любой, купивший более или менее хорошую камеру.

— Все это началось с так называемых «мыльниц»: у меня целый стеллаж им посвящен. Компания «Кодак» «убила» все настройки диафрагмы, светочувствительности и позволила людям делать снимки нажатием одной кнопки. У них даже девиз такой: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное». Правда, история компании, которая была основана в конце XIX века, закончилась печально: «Кодак» разорился, когда не смог в начале 2000-х вовремя перепрофилироваться из пленки в цифру, — делится размышлениями Игорь. — У меня тут в коллекции еще есть экспонометры, светофильтры, автоспуски… Многие современные фотографы сейчас даже не знают, что это такое.

Сам же новополочанин прошел обучение на фотокорреспондента в полиграфическом училище в Уфе. Как и его отец, долгое время он работал в журналистике: был фотокорреспондентом в газетах, а однажды снимал видеорепортаж для телевидения из горячей точки Цхинвали. Однако самым значимым проектом фотограф называет организацию выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, на которой он представлял снимки родного Полоцка.


Наполеоновские планы

Поездка во Францию подтолкнула Игоря Супроненка заняться новым фотопроектом: он готовит цикл снимков, на которых красоты нашей природы переплетаются с событиями войны 1812 года.

— На полоцкой земле происходили масштабные военные действия, — поясняет Игорь. — С помощью старых карт, рисунков, схем и современной спутниковой съемки я до метра вычислил места важнейших сражений, ехал туда и фотографировал, как они выглядят сегодня. Хочу, чтобы люди знали, к примеру, что по этой красивой тропинке на Москву прошла вся наполеоновская армия, а на этой живописной поляне, где сегодня пасутся овцы, шел один из самых ожесточенных боев на нашей земле во время войны 1812 года. Каждый пейзаж сопровождается картой, схемой или рисунком тех времен, который подтверждает, что это — то самое место баталий. Источники я перепроверяю, ведь история столько раз переписывалась...

Пока ведем беседу с Игорем, в фотостудию зашла мама с двумя мальчишками. 

— Ой, а что, раньше вот этим фотографировали? — посыпались вопросы.

Разглядывая раритетную технику, ребята вовсе позабыли о фото для документов, за которым они сюда пришли. 

Игорь признается, что коллекция интересует посетителей студии от мала до велика. В планах у него не останавливаться на почти 700 экземплярах фототехники и пополнять стеллажи новыми винтажными фотоаппаратами. 

matuzova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter