Уникальные павловские караваи признаны национальной историко-культурной ценностью нематериального проявления творчества человека

Вот имя мастера и печного духа

ОБРЯД их изготовления настолько заинтересовал международных культурологов и этнографов, что недавно он получил поддержку проекта ООН (ПРООН), финансируемого за счет ЕС. Благодаря выделенным средствам предполагается произвести переоснащение Центра культуры в деревне Новоселки Павловского сельсовета Слонимского района и закупку фото-, видео- и компьютерной техники. А самое главное – строительство русской печи прямо в Центре культуры. Здесь будут проводиться обучающие семинары по искусству обрядовой выпечки, а также планируется создание фестиваля хлеба «Павловский каравай».

Коллектив «Чаровниц-каравайщиц»

КАРАВАЙ – это праздник. Невозможно представить Пасху без кулича, а свадьбу без традиционной буханки с хлебом-солью. 93-летняя Софья Степановна Слукина из деревни Новики занимается выпечкой, сколько себя помнит. Искусство это переняла от родителей, а они — от бабушек и прабабушек:

— У нас караваи пекли всей деревней. Земли раньше у всех было много, хозяйство большое – времени мало. Другое дело – при советской власти. Земля отошла колхозу, мы стали свободнее. Пришло время применить умения, которые нам передавали предки. Собирались вместе, пекли. В одиночку наш традиционный каравай не испечешь. Впятером, вшестером – и то несколько дней уходило. Нас заметили в местном клубе, предложили создать любительское объединение каравайщиц, которому в будущем году исполнится 35 лет. Сейчас оно уже народное.
Софья СЛУКИНА занимается выпечкой, сколько себя помнит

В районе календарно-обрядовая выпечка сложилась в деревнях Новики, Приречье, Павлово и Новоселки Павловского сельсовета – отсюда и  павловские караваи. За прошедшие годы состав народного любительского объединения «Чаровницы-каравайщицы» полностью обновился. Его руководитель Лариса Мудрецова уверена, перемены не изменили главного: в каждый каравай мастерицы вкладывают душу и сакральное значение. Слова Ларисы Викентьевны подхватывает участница коллектива Лилия Лагутик:

— Наши выпечки особенные даже по технологии. Сколько ни смотрела в интернете – все печется сразу, с украшениями из того же дрожжевого теста. Пару часов – и все готово, но украшения-то все расплылись. У нас на каравай уходит не менее трех дней. Сначала из бездрожжевого теста делаем «шишки»: украшения в виде елочек, птичек, колосков, цветочков. На большой свадебный каравай их может понадобиться до 600 штук!

Свадебный павловский каравай
Заместитель директора Слонимского районного центра культуры, народного творчества и ремесел Галина Сегень уверена: главная черта местных караваев не только в технологии и украшениях, а еще и в том, что это коллективное творчество с четко прописанным ритуалом:

— Кто отвечает за печь, кто за ингредиенты, кто за замес, кто за шишки, кто за поддоны… При приготовлении исполняются ритуальные действа: читаются заговоры, обращения, поются песни. Все прописано до мелочей, например: руки помыли – воду под вишню вылили. Обязательно присутствовали дети, которые сидели в стороне и учились. С караваем разговаривают, относятся к нему как к живому существу. Они бывают разные: свадебные, на Троицу – обязательно с начинкой из творога, пасхальные и для встречи гостей. Для каждого – свой обряд, свои особенности. Самый красивый и трудоемкий, без сомнения, свадебный.

Сельчане  не считают зазорным верить в народные приметы. Мастерицы могут привести десятки примеров того, как приготовленный по всем правилам свадебный каравай предсказывал крах семейных уз. Если булка при выпечке раскололась или опала – жди развода или постоянных ссор. И хотя каравайщицы никогда такой пирог на праздничный стол не поставят, переделают заново, во время всеобщего веселья им самим не очень весело. Но если все удалось на славу – семья будет крепкой и дружной.

Удивительная особенность местных булок: они невероятно пышны, вкусны и долго не черствеют. Даже через неделю испеченный по традиционной технологии каравай будет таким же, как только что  приготовленный. Достаточно прикрыть его матерчатой салфеточкой или положить в холодильник. Мастерицы говорят: это потому, что он духом печным готовится, а не огнем.

Нина САВИЧ

czcz@onet.eu

Фото автора и Слонимского районного центра культуры, народного творчества и ремесел
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter