Новые критерии выбраковки и продолжение исследований: что изменят обновленные Правила охраны и рационального использования зубров

Вопрос зубром

Судьба лесного исполина зубра не оставляет равнодушным практически никого. За десятки лет, посвященных сохранению этого вида, зубр стал для нас чем-то большим, нежели один из символов страны. Поэтому так болезненно воспринимаются все замечания и новшества, связанные с этим обитателем леса. Не стали исключением предложенные экологами обновленные правила охраны и рационального использования зубров. Зачем нужен новый документ? Изменится ли статус животного? И как в принципе дальше будет жить лесной великан? Об этом корреспондент «Р» поговорила с начальником отдела биоразнообразия Минприроды Александром Гиряевым. 

В стране уже 11 микропопуляций лесного великана, одна из которых — дятловская — находится в стадии становления.

Оптимальная арифметика

— Александр Сергеевич, откуда вообще возник вопрос по зубру? Жил он себе спокойно, обзаводился потомством, наращивал численность. Или именно серьезный рост поголовья и стал камнем преткновения?

— Если вспомнить историю вопроса, инициировали его обсуждение владельцы трех микропопуляций. Это СПК «Озеры» на Гродненщине (озерская микропопуляция), ГЛХУ «Осиповичский лесхоз» (осиповичская микропопуляция) и Национальный парк «Беловежская пуща» (беловежская микропопуляция). В прошлом году в соответствии со старыми правилами было изъято 38 зубров. Из них 32 — в Беловежье, 6 — в «Озерах». Много это или мало? По прежним критериям ежегодная выбраковка не превышает 150–200 особей. А ведь прирост стада составляет не менее 50 зубрят ежегодно!

Вместе с тем в стране уже 11 микропопуляций лесного великана, одна из которых — дятловская — находится в стадии становления. По последним данным, мы имеем около 2050 зубров. Для каждой микропопуляции Национальной академией наук разработан план действий, где предусмотрена оптимальная численность животных. Исходя из площади обитания, кормовой базы. Так вот, в упомянутых трех микропопуляциях фактическая и рекомендованная численность значительно отличаются. Например, в беловежской микропопуляции численность зубра достигла показателя в 590 особей, что в 1,7 раза превышает оптимальную для этой территории. То есть их должно быть тут максимум 350. В Осиповичах 480 зубров, что в 3,7 раза больше рекомендованной цифры в 130 особей. В Озерах — 350, что в 2,2 раза выше оптимального показателя (160). 

По последним данным, в Беларуси около 2050 зубров.

— Получается, что численность зубров в разы превышает рекомендованную. Каким может быть выход из ситуации? Возможно, нам стоит поискать ответ в исторических фактах?

— Мы предлагали в качестве решения проблемы создание трансграничной с Россией группировки зубров в рамках союзных программ. Но пока эта идея поддержки не получила. Мы готовы продавать зубров. Однако говорить, что покупатели стоят в очереди, преждевременно. А в целом, если вспомнить время начала возрождения зубра, рабочей группой тогда было рекомендовано создать крупную группировку этих животных численностью не менее 500 рабочих особей. Рабочих — это значит в репродуктивном возрасте. Иными словами, все стадо должно составлять около 1500 особей. В России территории, где могли бы находиться такие группы животных, есть. Это Брянская, Орловская области и ряд других. А в Беларуси? В свое время ученым Петром Козло была разработана так называемая метапопуляционная модель, которая включала бы в себя 10–12 группировок численностью не менее 50 особей. Предполагалось, что стада будут расселены по разным уголкам страны, чтобы в последующем они могли обмениваться генофондом. Исходя из этого была разработана стратегия, утвержденная Совмином в 2012 году. И такой подход мы реализовали. В стране существует 11 микропопуляций зубра: березинская, озерская,осиповичская, борисовско-березинская, озеранская, налибокская, полесская, лясковичская, найдянская, красноборская, дятловская. Если вспомнить историю, а в Великом Княжестве Литовском в 1538 году вышел закон об охране лесов, то в 1558 году произвели описание всей Беловежской пущи (в том числе польской территории). Ее населяло не более 800 (!) особей. Кстати, это стало одним из аргументов к внесению изменений в прежний документ по зубрам. 

Перемены, которые назрели

— Новая терминология, изменения возрастных цензов для выбраковки зубров — что изменит новый документ?

— Мы ввели несколько новых понятий, таких как «держатель микропопуляции» и «владелец зубров». Первый термин вытекал из старых правил, учитывая наличие немаленького числа микропопуляций этого животного по стране. В данном случае речь о вольноживущих зубрах. То есть держатели — юрлица, которые осуществляют охрану и устойчивое использование животного. Владельцы — юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые могут осуществлять содержание или разведение зубров в неволе. Речь о зоопарках, охотничьих и демонстрационных вольерах. 

Для каждой микропопуляции НАН Беларуси разработан план действий, где предусмотрена оптимальная численность животных.

Второе важное новшество — изменение критериев для выбраковки зубров. Мы немного сдвинули возрастной ценз, который переводит животное в резервный генофонд. По прежним правилам это 15–18 лет, сейчас это 15 лет для самки и 14 — для самца. Мы пришли к выводу, что животное должно быть в самом соку. Содержать пожилых зубров, а максимальный возраст великана 22–25 лет, нам не по карману. 

— В какую сумму обходится содержание зубра? 

— Подсчитано, что для создания одной микропопуляции требуется не менее 120 000–150 000 долларов. А для проведения биотехнических работ и охраны в зависимости от размера популяции (50–550 особей) еще от 6000 до 20 000 долларов ежегодно. Так что сегодня, чтобы перевести количество в качество, нам необходимо не только считать, но и выработать систему действий. 

Мы предложили переводить в резервный генофонд самцов, которые не участвуют в размножении. Кроме того, впервые будем выбраковывать не только самцов, но и самок. А ведь, как известно, у зубров матриархат, и стадо водит опытная самка. Но такие особенности касаются только микропопуляций, превышающих 350 особей. Почему именно столько? Мы очень долго обсуждали эту цифру. И пришли к ней с учетом модели пятнистого распределения зубров по территории страны, предложений рабочей группы и научных исследований по теме жизнестойкости популяции. 

— Так, может, стоит вывести зубра из Красной книги и сделать его охотничьим видом?

— А кто сказал, что это не охотничий вид? Охота на него существует. А вот насчет выведения из числа краснокнижных видов — вряд ли. Он всегда будет в опасности. Любое внешнее воздействие — потепление, похолодание — повлияет на вид серьезно. Поэтому вопрос так не стоит. 

К слову, при обсуждении новых правил у нас было много противников. Мол, зачем в зубров стрелять? В России старых животных передают для ухода частникам. Давайте оценивать ситуацию реально: кто у нас возьмет зубра? Процентов до 90 противников нового документа предлагало отстрел отменить. Но после долгих и предметных обсуждений и они с нами согласились. Потому что слов много, а конкретных предложений мало. Многие забывают о том, что средства от охоты направляются на возрождение зубров, на уход за ними. 

«Мы предлагали в качестве решения проблемы в рамках союзных программ создание трансграничной с Россией группировки зубров. Но пока идея поддержки не получила».

— Логично предположить, что будут изымать больше зубров?

— Как я говорил, сегодня этот процент совсем невелик. Что такое 38 зубров для поголовья в более чем 2000? Национальная академия наук будет продолжать исследования по зубру. И в будущем появятся усовершенствованные рекомендации с учетом половозрастных признаков зубров по нормам их изъятия. То есть кого отстреливать, решит не сам владелец микропопуляции. Подход будет очень избирательным и аккуратным. 

— Очень часто при упоминании о возрождении зубра вспоминают его американского родственника бизона. Что общего в их ситуации?

— Если учесть, что в Америке в свое время численность бизонов насчитывала десятки миллионов, а упала до тысячи особей в XVIII веке, ситуации несопоставимые. Но все же… Так вот там сейчас картина неплохая. В одном из парков численность бизонов составляет 10 000 – 15 000. Но во многом поголовье животного возродили фермеры. У нас ситуация немного другая. Однако опыт Америки показал, что возродить животных возможно. И это главное. 

 От количества — к качеству

— Много лет мы слышим не просто об учете, а о паспортизации зубра. Когда все же великаны обзаведутся документами? И в принципе знаем ли мы сегодняшнее качество более чем двухтысячного белорусского поголовья?

— Анализ вопроса паспортизации показал: процедура для нас пока финансово неподъемная. Кроме того, чтобы вычленить редкие геномы, нужно иметь определенную базу — с чем сравнить. А ее в принципе нет, она формируется. Так что в нынешних условиях вести генные исследования проблематично. Мы пока ориентируемся на фенотип — внешнюю составляющую. Условия проживания оказывают определенное влияние на зубров, они внешне меняются. Со временем количество перейдет в качество, а фенотип — в генотип. За счет этого мы сможем сохранить жизнестойкость популяции лесного великана. 

Прирост среднего стада составляет не менее 50 зубрят ежегодно!

— А что насчет селекционного центра? Он станет когда-нибудь реальностью? Уже много лет обсуждалась возможность его создания сначала в Беловежской, потом в Налибокской пуще.

— Его создание предусматривалось в рамках дорожной карты для зубра, подписанной совместно с российскими коллегами. На такое дорогостоящее мероприятие финансирования пока нет. Ведь это не просто одна отдельно стоящая постройка. Это комплекс построек, в числе которых лаборатория, где делаются анализы, хранятся образцы материала; зубропитомник, состоящий из нескольких вольеров, где отдельно находится маточное стадо, отдельно — самцы, молодые зубры для расселения, пары, которые подбираются не просто по экстерьеру, а с учетом родословной, чтобы повысить генетическое разнообразие. И так далее.

Подобные центры еще с советских времен есть на территории России. Центральные зубровые питомники — в Окском государственном природном биосферном заповеднике и в Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике. Из второго зубры расселялись даже на нашу территорию в Березинский биосферный заповедник и Нацпарк «Припятский». Пока вопрос открыт. 

Сейчас мы идем несколько другим путем. Интересные исследования подготовлены молодыми учеными НАН. Они предлагают создание локальных группировок в каждой области, которые бы были взаимосвязаны. Это так называемая самоподдерживающаяся популяция численностью 1,5 тысячи особей. В перспективе зубры могут появиться в Мостовском, Слонимском районах Гродненщины, Дзержинском и Узденском — Минщины, Чериковском районе Могилевщины и на юго-востоке Витебской области. Есть одно условие: на этих территориях должны быть открытые луга, пастбища. Благодаря этому мы сможем объединить крупные популяции в ареал обитания. 

Молодые ученые НАН Беларуси предлагают создание локальных группировок зубра в каждой области, которые были бы взаимосвязаны.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Первое место в мире по численности вольноживущего зубра вот уже третий год подряд занимает Беларусь. В стране сформировано 11 микропопуляций этого вида, отмечается устойчивый положительный тренд роста их поголовья. Численность белорусского зубра за 29-летний период возросла более чем в шесть раз и по состоянию на март этого года превысила 2000 особей. Таким образом, численность зубра в Беларуси приближается к половине всей мировой популяции, которая составляет всего около 4,5 тысячи вольноживущих особей. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В американской Северной Дакоте в питомнике Дэйва Себастиана Хайдена, который около 30 лет занимался разведением бизонов, имеется и стадо зубров. Близким родственником американского бизона Дэйв заинтересовался в 2014-м. За шесть лет группа из 18 зубров выросла до сотни голов. 

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter