Новая линия Кореличского льнозавода.
В Беларуси это единственное растительное сырье для текстильной промышленности, расширение его использования становится одним из условий импортозамещения, подчеркнул начальник отдела по производству льна Минсельхозпрода Сергей Бобровский:
— Оно имеет стратегическое значение для сохранения независимости отечественного рынка текстильной продукции.
В целом стратегически важный сырьевой материал используется во многих отраслях экономики: целлюлозно-бумажной, медицинской, химической, военной и других. Льноводство — отрасль безотходная. Говорят, у долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань. Сегодня и костра идет в дело. Лен — это и валюта для государства. Не случайно к нему пристальное внимание Президента.
Модницам хорошо знаком французский лен, который держит форму и совсем не напоминает дерюжку с неровностями в переплетениях. Наши производители тоже умеют выпускать люксовый продукт. На витринах магазинов можно полюбоваться на шикарные madе in Belarus комплекты столового текстиля. Подарок, конечно, отменный, цены — от 300 рублей. Понятно, брендовый товар не может быть дешевым. Чтобы выпустить такого качества ткань, востребованную на всех рынках, нужно соответствующее сырье и современные технологии производства. Но в возделывании северного шелка все настолько специфично, что напрямую перенести тот же французский опыт на белорусскую почву нельзя. У нас свой путь, свои многовековые традиции.
Институт льноводства создает собственные сорта и технологии с учетом местных погодных и почвенных особенностей. Практика показывает, что они работают: получается практически такая же урожайность — 4—4,2 тонны тресты с гектара, как и у французов. Проблемой остается качество сырья, а также рентабельность производства и переработки. Оршанскому льнокомбинату требуется средний номер волокна 11,4. Но длинного, из которого получается самая выгодная готовая продукция, льнозаводы постоянно недопоставляют. Вроде бы все у нас есть: семена, сырьевые зоны предприятий, стимулирование производителей надбавками и кредитование модернизации, весь шлейф спецтехники.
На Пружанском льнозаводе около 100 единиц самоходных машин плюс прицепная техника. Традиционная культура чрезвычайно трудозатратная. Так, на решающем этапе технологического процесса — на уборке — трудозатраты на льне примерно в 10 раз больше, чем на зерновых. Под каждую операцию — свой агрегат. Все до единой надо проводить вовремя — сев, химобработки, теребление, оборачивание, сбор семян, прессование, — а также правильно подбирать и удобрять поля, перечисляет составляющие возделывания главный инженер Пружанского льнозавода, одного из лучших в отрасли, Олег Найбич:
— Поэтому необходимо работать над совершенствованием технологии, культурой производства и переработки, внедрением более прогрессивного оборудования и средств механизации. А тонкостей много.
Все идет от начальной позиции — от правильно заготовленной тресты. Кроме оптимальных сроков сева, теребления, вылежки и уборки, необходимо, чтобы правильно были скручены рулоны. Ну и процентов на 15—20 качество льноволокна будет зависеть от заводской технологической линии и от настройки оборудования.Посевная площадь у завода — 2860 гектаров. Справиться с таким объемом непросто. С прессованием тресты укладываются, учитывая технические возможности, за месяц. Конечно, если задождит, то этот период будет дольше. А убирать надо все и сразу, так как вылежки достаточно. Многое зависит от организации труда, раскрывает тактику главный инженер:
— Работаем, пока не выпадет роса, потом загрузка рулонов, отвозка на завод. Приезжаем в 23—24 часа. Машины оставляем на поле, организуя охрану, чтобы не перегонять на дальнее расстояние — свыше 50 километров бывает.
Пружанский льнозавод встречает новый агросезон во всеоружии.
На данный момент вся почвообрабатывающая и посевная техника отремонтирована. 27 февраля пройдет техосмотр. Все трактора, как говорится, на низком старте. Принялись за ремонт уборочной: загнали в мастерскую теребилку. Как правило, эти машины приводят в готовность после сева, но где работа посложнее, начинают раньше. Сезон встречают во всеоружии.
Пружанский льнозавод один из первых в отрасли начал модернизацию. В 2010—2012 годах установили лучшее на тот момент оборудование, приобрели высокопроизводительную льноуборочную технику иностранного производства. К примеру, одна самоходная льнотеребилка способна убрать более 200 гектаров льнотресты, не выходя за рамки агротехнических сроков. Также начала выпускать продукцию новая бельгийская линия для первичной переработки льнотресты на длинное и короткое волокно с производительностью до 3,5 тонны в час.
В ходе масштабной модернизации отрасли, кроме новых линий, до 2015 года централизованно поставили технику на площадь посева в 55 тысяч гектаров. Сегодня в республике сеют меньше: технический арсенал в целом покрывает потребности. Посевные и уборочные агрегаты, машины есть как импортного, так и отечественного производства.
Много инвестировано и в заводское оборудование. В Брестской области переоборудованы Пружанский и Ляховичский заводы, в Витебской — Дубровенский, Ореховский и Поставский, в Гомельской — Кормянский, в Минской — Слуцкий, в Могилевской — Шкловский. На Гродненщине модернизированы Дворецкий и Кореличский.
Такая технологическая революция позволила автоматизировать многие производственные процессы, улучшить качество продукции, повысить производительность труда и объемы выпускаемого волокна. Не всюду она прошла успешно. Так, на Поставском заводе не смогли запустить бельгийскую линию, закупленную в 2012 году. Оборудование осталось мертвым грузом и «омертвило» инвестиции. Вновь закупленное российское сейчас выдает продукцию.
На предприятии во Дворце Дятловского района в 2009 году установили и ввели в эксплуатацию бельгийскую технологическую линию по производству длинного льноволокна, а в 2013 году — оборудование по выработке короткого волокна. Современные высокопроизводительные линии также есть и на других заводах. Фактически построены новые предприятия.
Один из последних примеров инвестпроектов — установка линии углубленной переработки (котонизации) льноволокна на Дубровенском льнозаводе. Традиционные технологии производства льняных тканей предусматривают использование длинноволокнистого льна, выход которого из общего объема — не более 30 процентов. Оставшийся короткий лен и очесы, как правило, идут для производства технических материалов. Процесс котонизации позволяет модифицировать короткое волокно в близкое по свойствам к хлопку. Оно пригодно для совместного прядения с хлопком и шерстью.
Что же на других предприятиях, не охваченных обновлением? В Минской области таких три — в Крупках, Любани, Воложине.
Согласно Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021—2025 годы техника, технологическое оборудование и расходные материалы финансируются из областных средств. Модернизируются льнозаводы в рамках инвестпрограмм, заложенных местными бюджетами.
Еще в марте 2021‑го на уровне Правительства приняты решения по модернизации ряда льнозаводов. В Минской области за год надо было поменять две линии длинного волокна. В том числе планировалась модернизация Воложинского льнозавода.
Директор филиала «Минсклён» ОАО «ЭкспортлёнБорисов» Виктор Гейдель объясняет:
— Минским облисполкомом принято решение на закупку двух российских линий. Технологическое оборудование для первичной обработки льна выпускает ОАО «Завод имени Г. К. Королева» в Иваново. Но ОАО «Промагролизинг» не дает добро на его закупку. Работаем над решением этой проблемы. Также необходима замена старых тепловых котлов.
Техники для возделывания культуры хватает. Постоянно что-то совершенствуют на белорусских агрегатах. Скажем, «Бобруйскагромаш» модернизирует прессы. Специалисты выезжают на поля, помогают их регулировать, учитывают замечания аграриев. Посевной агрегат «Амкодора» испытывали в Крупках и получили неплохой результат.
В НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства намерены выпускать линию короткого волокна. Одно из белорусских предприятий обращалось в НПЦ за разработками, но не получилось с финансированием. Сейчас актуальное направление — котонизация. Намерены разрабатывать такую линию.
klimovich@sb.by