Голос педагога-хореографа школы искусств Вероники Быковой звучит ободряюще, но вместе с тем не лишен командных ноток: в отличие от девчонок, которые с ранних лет постигают азы хореографии, многие из присутствующих в зале парней впервые пробуют себя в танце – таким нужно уделить чуточку больше внимания.
– Вы стоите в паре – значит, общаетесь друг с другом, поэтому не крутите головой по сторонам. Повернулись: раз-два! А теперь провожаем девочек, – наставляет парней Вероника Михайловна.
Тем временем ее коллега – педагог-хореограф Специализированного лицея МВД Татьяна Мацукова – рассказывает:
– Многие ребята не имеют музыкальной или хореографической подготовки, фактически занимаются с нуля. Бывает, танцующие «не слышат» музыку: смотришь на такого и не понимаешь, почему он так странно двигается. Но за счет того, что лицеисты приучены на занятиях по строевой чувствовать плечо товарища, в танце они подстраиваются под своих партнерш.
Офицерский бал всегда был частью культурных традиций армии, поэтому наряду со знанием военной техники и умением ее применять бальные танцы входили в программу обучения кадет и суворовцев. Лицей «вышел» из кадетского училища (в 2015 году Минское городское кадетское училище № 1 преобразовано в Специализированный лицей Министерства внутренних дел. – Прим. «ЗН»), поэтому все заложенные в нем традиции сохранились. Татьяна Сергеевна рада, что руководство обоих учебных заведений заинтересовано в проведении балов:
– Нет сомнений, что эти занятия не только обогащают парней эстетически, но и дарят возможность живого общения с девочками. Лицеисты разучивают городские бытовые танцы – именно их военные когда-то исполняли на балах. Это марш в четыре шага, полонез, падеграс, менуэты и, конечно, вальс. К выпуску все должны овладеть танцевальными азами. В конце года ребята будут участвовать в отчетном концерте хореографической школы. И, конечно, пары покажут свое мастерство на выпускном в лицее.
Тем временем Вероника Быкова в очередной раз прогоняет с подопечными марш в четыре шага:
– Девочки, ну что вы застыли, как матрешки! Я себя показываю: смотрите, какая я. Демонстрирую себя с достоинством, а не кручусь по сторонам.
Мелочей в танце не бывает: поворот головы, положение рук, даже то, как девочка придерживает юбку, – все имеет значение, подключается к беседе Вероника Михайловна:
– Мы предлагаем ребятам то, что им больше по силам, причем в упрощенной версии, адаптированной под теперешний век. Вальс, конечно, дается сложнее всего: в нем нужно не только держать себя, но и отвечать за партнершу – это довольно непросто. Не все могут просчитать три такта, хоть и очень стараются: кому-то это дается быстрее, кому-то – медленнее. К тому же вальс – танец поэтический: темп и ритм нужно ощущать не только телом, но и душой.
От занятий танцами парни только в профите, уверена педагог:
– Они развиваются духовно, получают знания этикета, ведь бал – это не просто «вышли и потанцевали», это целый свод правил! Даму нужно уметь пригласить на танец, а после – проводить на исходную позицию или куда она скажет. Мальчик должен чувствовать, что он опора, поэтому его задача – уделять внимание партнерше весь вечер, а не убегать от нее, чтобы общаться с другими парнями. Лицеисты учатся в гендерном заведении, где их окружают в основном мужчины, поэтому во время репетиций они усваивают бесценный навык – как вести себя с девочкой, о чем с ней разговаривать.
Основы этикета закладываются в паре, дополняет Татьяна Мацукова:
– Военная форма ко многому обязывает. К примеру, если юноша в кителе, девочке во время танца запрещается класть руку ему на плечо, чтобы не прикрыть погоны. Мальчики обязательно должны быть в белых перчатках и не могут выполнять поддержки.
От падеграса пары переходят к вальсовому шагу. Вероника Быкова дает совет:
– Представляем на своей голове стакан с водой. Мальчики, девочка должна быть на полшага впереди кавалера. Для чего? Чтобы ваша партнерша всегда была у вас на виду.
На общем фоне сразу заметны ребята, которые танцуют уже не первый год. В их числе Егор Торчило. До того как поступить в лицей, парень занимался в ансамбле «Карамельки» у себя в Речице:
– Бальные, народные, спортивные, современные... Знаком со всеми видами танцев. На летних каникулах занятий не бросаю. Музыка, можно сказать, мое призвание – я не только танцую, но и играю на нескольких музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано, аккордеоне, барабане, ложках, трещотках.
Егор признается, что со своей партнершей Анной Филиппович «сработался» быстро:
– Мне повезло. Аня очень воспитанная девушка, с которой приятно не только танцевать, но и просто общаться.
derzhanovich@sb.by