Для тех, кому посчастливилось попасть в тот вечер в Большой театр, все очевидно и «ухослышно». В компании мировых суперзвезд — Владислава Сулимского, Светланы Касьян и самой хозяйки бала Оксаны Волковой — молодой белорусский тенор Дмитрий Шабетя смотрелся-звучал как равный среди равных.
Хотя ни ангажементов, ни великих конкурсных побед у него за плечами нет, не считая первой премии в Киеве в 2015 году. Казалось бы, такой же, как все. Хороших теноров сейчас в Большом театре много. А было время, я писала: «Тенора вымирают, как динозавры…»
Знаете, когда я обратила внимание на Шабетю? В 2017 году. Тогда он — еще студент — пел головокружительно сложную партию Феррандо в опере Моцарта «Так поступают все». Это был его госэкзамен в Белорусской академии музыки. Спектакль ставила никому тогда не известная Анна Моторная… а ведь всего четыре года прошло!
Я очень тогда удивилась, что Шабетю распределили в Музыкальный театр, а не в Большой. Но сейчас понимаю, что это было правильно. Ему нужна была прививка живого, яркого движения на сцене. И нужно было параллельно совершенствовать себя в стажерской группе Большого театра.
И тогда, именно тогда в консерваторском буфете он столкнулся с Оксаной Волковой, которая в ту пору училась на режиссерском факультете. Не каждая — ох, не каждая! — оперная звезда на вершине карьеры, перегруженная успехом и ангажементами, решится штурмовать второе высшее образование, да еще такое сложное, рискованное, трудоемкое. А ведь у Оксаны еще и семья, двое детей…
И уже вызревающий замысел ее спектакля «Виллисы. Фатум», который так поразил нашу публику в 2020 году. А начинался он как студенческая работа…
— Я не могла найти тенора, чтобы мне подпели мой экзамен в консерватории, — рассказывает Оксана Волкова. — Ко всем обращалась, все отвечают: «Ой, я занят!»
Кто-то не может, кто-то заболел, кто-то бегает по подработкам. У меня такое отчаяние! Захожу в наш буфет и говорю: «Да что же это такое? Где же мне взять тенора?» Тут сидит себе парень за столом. Я вообще его не знаю. Он поворачивается: «Я тенор!» — «И что?» — «Я могу спеть!» Я ему: «Честно, что ли?» — «Да!» — «А ты кто вообще?» — «Меня Дима зовут». — «Ты откуда?» — «Я в Музкомедии работаю». — «Что, настоящий тенор?» — «Настоящий!» — «Вот, держи ноты!» — «Когда приходить?» — «Завтра!» Ну, думаю, все, теперь человек растворится.
Но Дмитрий Шабетя никуда не растворился!
— Он год ходил в консерваторию и пел мне репетиции. Просто так! Абсолютно! — рассказывает Оксана.
При этом у него была семья, работа. Обычная, занятая, беспокойная жизнь, как у любого современного человека.
— Потом он пришел к нам в стажерскую группу и стал очень резко набирать высоту, — продолжает Оксана. — И мы с народной артисткой Анастасией Москвиной попросили, чтобы его больше использовали в спектаклях.
И партии посыпались одна за одной. И Генрих в этой странной венгерской «Летучей мыши», где Дмитрий Шабетя — тогда еще стажер — был чуть ли не единственным живым и реальным персонажем. И Роберто в «Виллисах», где он впервые по-настоящему блеснул. И Каварадосси, и Хозе, и Водемон… А чего стоит Дубатовк в «Дикой охоте короля Стаха»! Ведь в этой роли многие завсегдатаи Большого театра еще помнят несравненного певца и актера, народного артиста БССР Владимира Экнадиосова.
С 2019 года Дмитрии Шабетя — солист Большого театра Беларуси.
— Считаю, что Дима оправдал возложенные надежды, — говорит Оксана Волкова. — И он такой трудяга — настоящий человек, который хочет работать, и работает, и поэтому растет.
Скоро, очень скоро мы увидим и услышим Дмитрия Шабетю вместе с Оксаной Волковой в ее постановке «Самсона и Далилы». И счастье, что молодые белорусские артисты так горячо, так искренне бросаются в работу, так пылко служат искусству, театру и стране.