Что новый IT-декрет даст обычным людям?

Виктор Прокопеня: Ключ к успеху — знания

В чем практическое значение IT–отрасли для страны? Каково ее прикладное применение в различных сегментах экономики и жизни? Вопрос о новых перспективах мы адресовали исполнительному директору компании VP Capital, доктору экономических наук Виктору Прокопене.


— Что новый декрет даст обычным людям, неайтишникам?

— С моей точки зрения, в современной экономике нельзя ничего дать — можно только взять. Когда дашь однокомнатную квартиру — спросят, почему не две комнаты? Даешь 500 долларов зарплаты — спросят, почему не 1.000? Поэтому, как мне кажется, важно объяснить людям, что жизнь сама им ничего не даст. У жизни можно сегодня только взять. В рамках закона, разумеется. Взять своими знаниями, профессионализмом, мотивацией. И для этого сегодня государство создало лучшие условия.

— То есть переход к цифровой экономике — это переворот не столько в производстве, сколько в голове?

— Можно сказать и так. В новом мире главная работа будет заключаться в том, чтобы за счет знаний производить новые знания. Людям стоит понять: задача государства — не обеспечивать им кусок хлеба, а создать условия, в которых они сами могут зарабатывать на качественную жизнь.

— Еще в 2015 году специалисты «Сколково» подготовили Атлас новых профессий — справочник, отразивший как перспективные, так и отмирающие профессии. Последних выделено аж 57 — архивариусы, диспетчеры, медицинские диагносты, турагенты, бухгалтеры, менеджеры, юристы, журналисты и даже инспектора дорожного движения. Цифра заменит человека?

— Вполне. Роботы делают простые операции намного эффективнее людей. Через 20 лет не будет и такой профессии, как водитель. Водить машины будут роботы. Но не стоит говорить о вытеснении людей — просто люди смогут работать на других, зачастую более интересных рабочих местах. То же самое произойдет с большим количеством других профессий. Хотим мы того или нет, но роботизация уже происходит, причем ее темп будет лишь ускоряться.

— Как же не отстать от этого процесса, не остаться на обочине происходящих изменений?

— Для этого необходимо постоянно и эффективно учиться. Такого, как было раньше — получил одну профессию раз и навсегда и точка, больше не будет. Получать новые знания надо постоянно. Мир знаний говорит на английском языке. Поэтому жизненно необходимо его учить. Каждый ребенок, оканчивающий школу, должен знать английский язык на высочайшем уровне. Самые современные курсы сегодня доступны в интернете, причем бесплатно. Да, непросто заставить себя учить что–то новое, особенно для людей зрелого возраста. Но нужно выйти из зоны комфорта, заставить себя. Тем более что Беларусь — одно из лучших мест в мире для реализации себя в новой экономике.

— Можете пояснить?

— Государство обеспечивает спокойствие и безопасность. Дает возможность получать образование и создает лучшие условия для профессиональной реализации. Все остальное зависит от вас. Самая главная ценность в современном мире не природные ресурсы и не золотовалютные резервы. Богатство создают люди, причем — образованные люди. Это главный ресурс и главный резерв. Находясь в эпицентре мировой конкуренции, выиграет тот, кто обеспечит лучшее образование.

osipov@sb.by

КОМПЕТЕНТНО

Что такое английское право?

Декретом в качестве правового эксперимента вводятся новые правовые институты — некоторые нормы так называемого английского права. О том, что это такое, рассказывает заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета БГУ кандидат юридических наук Сергей Калинин:

— Английское (общее) право — это обобщенное название национальных правовых систем, восходящих к правовым традициям Великобритании. Оно отличается от континентального (романо–германского) права, к которому относится правовая система Беларуси. Общее право фактически возникло как право судей, роль писаных законов и актов правительства в нем вторична, а процессуальное право доминирует над материальным. Основным источником права является прецедент, то есть решение судьи по новому делу, который является образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Применение английского права при регулировании отношений цифровой экономики можно рассматривать как проявление тенденции предоставления инвестору специфического правового режима, когда изъятия из национального права должны быть компенсированы определенными экономическими и социальными эффектами. По замыслу разработчиков декрета это должно привлечь в экономику дополнительные средства за счет стимулирования развития ИТ–сферы. Но допущение действия иного права, нежели национальное, должно быть сдержанным и аккуратным, так как суверенитет в области права является одним из проявлений государственного суверенитета.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter