Какие изменения грядут в сфере такси

Везет по правилам

С 1 августа сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах начнут включать в единый реестр автомобильных перевозок пассажиров. С ноября те, чьих данных не будет на информационном ресурсе, не смогут продолжить работу. Эти меры направлены на обеспечение безопасности, создание условий для добросовестной конкуренции, повышение качества услуг.

Фото из архива «СБ»

Четкие требования

По поручению Главы государства продолжается совершенствование сферы пассажирских перевозок. Вот-вот в соответствии с Указом Президента № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» запустят в работу информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В нем должны пройти регистрацию все службы такси и маршруток, которые хотят работать в правовом поле. При этом с августа по октябрь данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах будут включаться в систему без взимания госпошлины, а вот потом за это придется платить. 

Что необходимо сделать, чтобы попасть в реестр и продолжать работу на законных основаниях? Например, выполнить требования по оформлению и оснащению транспортных средств. 

— Все они будут прописаны в постановлении Совета Министров, находящемся на юридической экспертизе, — поясняет начальник управления автомобильного и городского транспорта Минтранса Андрей Гладкий.

По обновленным правилам водитель должен состоять в трудовых отношениях с перевозчиком, то есть договор подряда в данной ситуации исключается. Еще один нюанс: на машинах, которые оформлены как такси, нельзя будет осуществлять поездки по личным делам. На дачу в выходной поехать не выйдет. В такси обязательно должно быть и видеонаблюдение — как за дорогой, так и в салоне. Отснятый материал нужно хранить минимум 15 дней.

— Если машина оформлена как такси, то по правилам перевозки пассажиров существует норма, обязывающая хранить такие транспортные средства на охраняемых стоянках, — рассказывает первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк. — В ином случае подобные действия будут нарушением. 

При этом все вопросы, которые связаны с выполнением административных процедур, станут решаться непосредственно через Транспортную инспекцию, так как именно она является владельцем реестра. Ожидается, что включение перевозчиков будет проходить одним днем и не доставит проблем, если все документы будут в порядке.


Особое внимание — к водителям

Качественно выполнять свою работу должны и шоферы. Их в реестр будут включать по удостоверению, стажу, документам по обучению в качестве водителя такси, а также документам по курсам повышения квалификации и так далее.

— Медицинская справка водителей является одним из обязательных пунктов. При принятии решения о включении в реестр сотрудник Транспортной инспекции оценивает все данные, указанные в справке, — подчеркивает Андрей Гладкий. 

Новый информационный ресурс — еще один шаг на пути к цифровизации. 

— Прежде чем садиться в автомобиль, пассажиры смогут посмотреть, находятся ли в системе водитель и транспортное средство, — обращает внимание Андрей Гладкий. — При этом для перевозчика предусмотрена расширенная версия, в которой можно будет увидеть сведения о своих водителях и автомобилях. Например, планируемая дата гостехосмотра, регистрационные знаки и другое. В отношении водителей будет возможность узнать, к примеру, когда заканчивается срок действия водительского удостоверения и пройдены ли курсы повышения квалификации, а также много другой информации.

Вывести из тени

Новые правила — это стремление устранить пробелы в законодательстве и защитить интересы как пассажиров, так и компании, таксистов-частников, добросовестно работающих на пользу экономике нашей страны. Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич говорит:

— В последние годы такси плотно вошло в нашу жизнь, потому что цена, которую сегодня предлагают в этой сфере, конкурентоспособна как с маршрутными транспортными средствами, так и с общественным транспортом, субсидирующимся государством. 

Усиление контроля закономерно. Эксперт подчеркивает, что в течение полугода Транспортная инспекция проводила масштабную разъяснительную работу: 

— Я была практически на всех собраниях, которые организовывали для специалистов этой сферы. Больше всего поразило то, что для многих водителей и действующие нормы были открытием. Конечно, это недопустимо. Тем более что речь идет о таком виде деятельности, где используется источник повышенной опасности — автомобиль. 

Некоторые таксисты в штыки восприняли то, что абсолютно все машины должны быть оформлены соответствующим образом. 

— Почему? Привыкли быть на дорогах незаметными и тем самым избегать контроля. Однако нужно понимать: желтая полоса на автомобилях появилась не на пустом месте. Международная практика доказывает, что с машинами оранжевого, желтого цвета меньше всего ДТП, — объясняет эксперт. 

У некоторых вызвал вопросы и тот факт, что по новым нормам рабочий автомобиль запрещено использовать в личных целях. Традиционно такси было сферой, куда люди приходили в том числе для подработки. Кроме того, не стоит забывать и о таксистах, которые работали сами на себя, — это распространено в небольших городах. Многие использовали как раз личный транспорт. 

— Уйдут ли эти люди с рынка или для них найдется компромиссное решение? Время покажет, — отмечает эксперт. 

Обязательное использование средств видеофиксации — еще один ключевой пункт новых правил. 

— Сомнений в том, что это необходимо, ни у кого не возникает. Однако по закону записи нужно хранить всего 15 дней. Мы с коллегами предлагали расширить этот период до 30. Ведь срок рассмотрения жалоб тоже составляет 15 дней, поэтому если пассажир подаст заявление на следующий день после поездки, то доказательств может и не дождаться — они попросту будут стерты. Кроме того, длительное время хранения записей было бы на руку и правоохранителям. 

В ТЕМУ

Отдельный вопрос — зарубежные онлайн-сервисы для вызова такси.

Фото pixabay

— В нашей стране около 20 тысяч автомобилей, объединенных одним из таких приложений, ежедневно выезжают на смену. А ведь до недавних пор эта компания даже не была зарегистрирована в Беларуси. Соответственно, было трудно осуществлять контроль за ее деятельностью, за условиями труда водителей или за тем, как она обращается с персональными данными пассажиров, — отмечает Екатерина Станкевич. — По новому законодательству эта компания и ей подобные обязаны зарегистрировать юридическое лицо на территории Беларуси и осуществлять свою деятельность через него.

КСТАТИ

Нередка ситуация, когда водитель такси отказывает пассажирам с детьми в поездке, обосновывая это тем, что в автомобиле нет специальных кресел. Насколько это правомерно?


В Транспортной инспекции подчеркивают: по действующему законодательству в такси допускается перевозить детей без использования детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Более того, с учетом этих правил пассажиры не обязаны выбирать тариф «детский» перед осуществлением заказа на перевозку детей в такси. 

В свою очередь необоснованный отказ в выполнении перевозки пассажиров водителем автомобиля-такси является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter