Исключение недобросовестного посредничества обеспечит баланс интересов госорганов и представителей бизнеса: парламентарии обсудили проект закона о госзакупках
В Минске в БГЭУ прошел круглый стол Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике, где обсуждались подходы к совершенствованию правового регулирования государственных закупок товаров (работ, услуг). Высказанные во время круглого стола предложения о целесообразности дополнительной корректировки законопроекта будут оперативно проработаны в процессе его доработки в Палате представителей.
Предметный диалог
Система госзакупок — важный элемент обеспечения госорганизаций необходимыми для работы товарами и услугами. В Палате представителей ведется работа по подготовке к принятию во втором чтении проекта закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Документ внесен в Палату представителей 12 сентября, сейчас перед парламентариями стоит задача его доработки в максимально сжатые сроки.
— Отмечу, что документ не простой, работа над ним велась не один год. Первая редакция законопроекта была внесена в палату еще в феврале 2023-го со значительным числом концептуальных замечаний, высказанных как депутатским корпусом, так и сенаторами. В то же время не все поднятые вопросы были до конца реализованы в тексте законопроекта, и на площадке Парламента их необходимо отработать, сделать документ понятным и доступным для правоприменения, — сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Леонид Брич. — Более полугода велась доработка законопроекта, согласование со всеми заинтересованными, после чего его обновленный вариант был повторно внесен в Палату представителей.
Если говорить в целом, проект упрощает и ускоряет процесс приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. При этом в документе параллельно реализованы нормы, направленные на борьбу с недобросовестным посредничеством и другими проявлениями злоупотреблений в сфере госзакупок. Такой подход позволит обеспечить баланс и защиту интересов как госорганов, так и представителей бизнеса, принимающих участие в процедурах госзакупок.
— Целый блок норм законопроекта посвящен корректировке полномочий госорганов в данной сфере. Уточняются и расширяются полномочия Правительства, а также Министерства антимонопольного регулирования и торговли, что позволит оперативно принимать меры по защите внутреннего рынка, в том числе при необходимости ограничивать закупки отдельных иностранных товаров, — обратил внимание Леонид Брич.
Обоюдная выгода
Подробнее о положениях законопроекта рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская:
— В последнее время происходит переосмысление функции государственных закупок с переориентацией их не только в качестве обеспечения деятельности госорганов и бюджетных организаций, но и как инструмента поддержки экономики и отечественных производителей. И это неудивительно, ведь объемы бюджетных средств, которые ежегодно расходуются на эти цели, велики. Так, в прошлом году объем госзакупок составил более 14,5 миллиарда рублей, а за первое полугодие 2023-го стоимость заключенных договоров уже превысила 10,8 миллиарда рублей.
Замминистра подчеркнула, что в процессе работы над проектом закона было высказано много предложений, большинство из которых учтены в документе.
— Остановлюсь на основных изменениях, в частности сокращаются сроки проведения процедур госзакупок, в том числе с помощью предоставления права перехода к закупке из одного источника без дополнительного согласования с кем-либо, если конкурентная процедура не состоялась. Кроме того, возможно заключение долгосрочных договоров, например, более чем на год, — проинформировала Наталья Василевская.
Для сокращения злоупотреблений предлагается вместо ориентировочной стоимости предмета госзакупки использовать предельную.
— Сегодня этот принцип реализован только в электронном аукционе, где торги начинаются с цены, указанной заказчиком, и идут вниз — на понижение. Проект закона распространит это правило и на другие виды процедур государственных закупок. Тем самым участники не смогут завысить цену и предложить больше, чем определит заказчик, — пояснила замминистра.
Из других важных изменений: предусматриваются ограничения на участие аффилированных лиц в госзакупках.
— Кроме того, планируется, что Совет Министров определит случаи, когда закупка из одного источника будет проводиться в электронном виде, а также порядок такой закупки. Это позволит повысить гласность процедур, привлечь более широкий круг участников и тем самым повысить эффективность закупки, — акцентировала Наталья Василевская.
Она отметила, что подготовленные изменения назрели давно, и специалисты по закупкам с нетерпением ожидают их принятия.
— Главный вывод — положения законопроекта создают необходимые предпосылки для усовершенствования системы государственных закупок, обеспечения своевременного удовлетворения потребности заказчиков в товарах (работах, услугах), повышению прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, а также создают дополнительные стимулы для развития конкуренции, — подытожила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли.
По итогам круглого стола член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Светлана Горваль сообщила:
— Мы достигли своей цели. Многие нормы законопроекта, которые вызвали обеспокоенность у участников круглого стола, уже сейчас прорабатываются на заседаниях рабочих групп в Палате представителей в рамках подготовки проекта закона ко второму чтению. Представители заинтересованных госорганов и организаций, науки и бизнеса, общественных объединений смогли озвучить как положительные моменты законопроекта, так и обозначить проблемные вопросы и внести предложения. Это позволит оперативно внести необходимые корректировки в действующее законодательство.