Сергей Владимиров.
В помощь перевозчику
— Сергей Валентинович, для начала расскажите, пожалуйста: что такое навигационная пломба?— Навигационная пломба — это техническое устройство, включающее в себя элемент пломбирования и электронный блок, обеспечивающий функционирование этого устройства на основе технологий навигационных спутниковых систем и передачу сведений о перевозке товаров в информационную систему национального оператора, в которой зарегистрирована эта навигационная пломба. Вся информация о перевозке товаров будет доступна контролирующим органам государств-членов, по территориям которых они осуществляются. В случае несанкционированного размыкания или разрыва запорного троса, потери связи, разряде батареи пломба фиксирует данное событие и направляет тревожный сигнал национальному оператору.
— А для чего они нужны?
— С одной стороны, механизм использования навигационных пломб должен обеспечить прозрачность перевозок товаров по территории союза и законность оборота товаров в наших странах. А с другой — минимизировать проведение контрольных мероприятий по пути следования товаров. Так, Соглашением о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок прямо предусмотрено, что не допускается применение таможенного сопровождения в случае использования навигационных пломб, за исключением ряда указанных в нем товаров.
— Какой экономический эффект даст ЕАЭС применение навигационных пломб для отслеживания перевозок?
— В целом реализация соглашения позволит упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю, в том числе за счет исключения досмотров грузов в процессе перевозки — на внутренних участках границ. Сокращение контрольных мероприятий по пути следования товаров, безусловно, уменьшит накладные расходы бизнеса и сократит время на доставку товаров.
Одновременно использование навигационных пломб обеспечит снижение в союзе доли серого, теневого товарооборота, от которого страдают добросовестные производители и потребители.Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что новый современный инструмент контроля отвечает интересам как контролирующих органов, так и субъектов ВЭД.
Точка на карте
— Как работает механизм отслеживания перевозок с применением навигационных пломб?— В механизме отслеживания перевозок товаров используются два основных элемента. Это сама навигационная пломба и информационная система национального оператора, в которой эта пломба зарегистрирована. Навигационная пломба на период отслеживания выполняет функцию хранения сведений о перевозке. Применяя технологию геопозиционирования, навигационная пломба в онлайн-режиме передает в информационную систему национального оператора сведения о своем месте нахождения и состоянии.
Информационная система национального оператора, обеспечивающая мониторинг за перевозкой товаров с использованием навигационных пломб, представляет из себя специализированный технологический комплекс, осуществляющий сбор, обработку, хранение и передачу данных контролирующему органу и заинтересованным лицам.
В системе применяются облачные технологии, что позволяет масштабировать ее по производительности, количеству пользователей и объему обрабатываемой информации. Используемые технологии позволяют осуществлять совместную работу множества пользователей на различных устройствах.
— Как будет проходить внедрение данной системы?
— Указанный механизм планируется запустить в начале 2024 года в три этапа. На первом этапе будут отслеживаться санкционные и отдельные виды подакцизных товаров (алкоголь/табак), перевозимые автомобильным и (или) железнодорожным транспортом в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта и перемещаемые между государствами-членами в рамках взаимной торговли, а также таких категорий товаров, как одежда, обувь, техника, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита.
На втором этапе через полгода с даты начала отслеживания под применение навигационных пломб будут подпадать иные категории товаров, перевозимые автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита, а также отдельные категории товаров (одежда, обувь, техника), перевозимые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита.
Ну и на последнем, третьем этапе (ориентировочно с мая 2025-го) использование навигационных пломб будет распространено на перевозки товаров, осуществляемые железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита.
В целях подготовки к практической реализации соглашения приняты распоряжения Совета комиссии и Евразийского межправительственного совета о проведении двух экспериментов по применению навигационных пломб в отношении отдельных категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, и товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли.
Участниками одного эксперимента являются Беларусь и Россия, другого — Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Эксперимент между Беларусью и Россией проводится в отношении лесоматериалов и продуктов деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Беларуси и убывающих с территории Российской Федерации.
Эксперимент запущен 13 февраля текущего года. Первоначально его планировалось провести до июня, однако по инициативе Беларуси с учетом полученного эффекта продлили до конца года.
В рамках эксперимента по состоянию на июнь 2023-го навигационные пломбы применены в отношении 363 грузоперевозок лесоматериалов и продукции деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Беларуси. 354 транспортных средства проследовали через территорию Российской Федерации. При снятии навигационных пломб и убытии с территории России проблемных вопросов не возникало. При этом при проведении эксперимента используются навигационные пломбы как Беларуси, так и России.
Задачи на завтра
— Кто будет заниматься отслеживанием перевозок?— Отслеживание перевозок по территории ЕАЭС на всем пути следования будет осуществлять национальный оператор государства-члена, на территории которого начинается такое отслеживание. Он обеспечит передачу необходимой информации национальным операторам других стран, по территории которых будет производиться перевозка, а также контролирующим органам государств-членов.
— Каковы среднесрочные перспективы применения навигационных пломб?
— Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок в дальнейшем станет неотъемлемой частью единой системы таможенного транзита в союзе, работа над которой ведется в настоящее время. В государства-члены для проведения внутригосударственного согласования уже направлялся проект Соглашения о единой системе транзита Евразийского экономического союза.
Одной из важнейших задач в этом направлении является обеспечение открытости транзитной системы ЕАЭС, что позволит заинтересованным странам (не являющимся членами союза) присоединиться к ней. Предполагается возможность использования одного таможенного документа на всем пути следования товаров и фактически создание одного транзитного пространства для всех участников транзитной системы союза.
Союз является «мостом» между Европой и Азией в части осуществления торговых операций, поэтому обеспечение транспарентной и максимально простой для участников внешнеторговой деятельности транзитной системы позволит содействовать инвестиционной привлекательности «пятерки» в целом и государств-членов интеграционного объединения, а также будет способствовать развитию их экономик.
СПРАВКА «Р»
Навигационные пломбы впервые были опробованы в 2018 году при российско-казахстанских грузоперевозках, с тех пор сфера их применения постоянно расширяется. Они являются замком и одновременно бортовым компьютером, устанавливаются, например, на грузовых автомобилях и железнодорожных вагонах. С их помощью цепочку перевозок контролируют как госорганы, так и компании — участники внешнеэкономической деятельности.
sichevich@sb.by