За пять лет только пять
– Евгений Петрович, вы были прилежным студентом?
– За пять лет учебы я не получил ни одной четверки, и в итоге стал первым в вузе ленинским стипендиатом.
– Говорят, тот не был студентом, кто не жил в общаге…
– Я жил. На первом курсе нас, человек 40, поселили в спортивном зале на первом этаже учебного корпуса по улице Натуралистов. Какие там условия? Никаких. Прежде чем получить место в добротном здании, еще семестр пришлось коротать время в деревянном домике на месте нынешнего главного корпуса БГАТУ. Но не все становились обладателями заветного койко-места. Я, для того чтобы получить жилье, сразу после поступления приехал в Минск. Нам выдали лопаты, и целый месяц, до сентября, вчерашние абитуриенты рыли траншеи под кабель вдоль проспекта. Однажды нас засыпало землей, пришлось вызывать помощь и откапывать.
– Какой конкурс выдержали при поступлении?
– На общих основаниях на одно место по специальности «инженер-электрик» претендовали 20 человек. Да и среди медалистов конкуренция немалая – три человека на место. Я шел среди медалистов.
Тот самый деревянный дом на месте нынешнего главного корпуса БГАТУ
Он сказал: поехали!
1961 год
|
– В наше время распределение шло по всему Советскому Союзу. Большинство выпускников уехали в Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Россию. Меня направили в «Гродненские сельские электросети». Отработать нужно было три года. А вот на практике довелось побывать на Запорожской гидроэлектростанции, нефтеперерабатывающем заводе в Москве. Хорошо помню, как наше заседание комиссии по распределению прервало сообщение: «Юрий Гагарин в космосе!». Мы выбежали в коридор и, затаив дыхание, слушали диктора радио.
– Как отмечали День студента?
– У нас таких праздников не было, но жили мы не менее интересно и весело. Самым ярким событием стал международный фестиваль молодежи и студентов в 1962 году в Хельсинки. В составе «разведывательной группы» за несколько месяцев до молодежного форума я побывал в Финляндии. Мы представляли два разных политических лагеря, и организаторы фестиваля боялись инцидентов. Несколько недель устраивали экскурсии, организовывали встречи, концерты, выступления. А накануне фестиваля как член Гродненского обкома комсомола встречал поезда с делегатами из Европы, которые направлялись в Ленинград, а оттуда – на пароме в Финляндию. Брест не справлялся с транзитом, поэтому часть эшелонов шла через Гродно.
Раз ищет – значит, что-то знает
– Современные студенты похожи на вас, студентов конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века?
– Они такие же, как и мы. И в то же время другие. Я даю задание пятикурснику на простые арифметические действия. Тот тянет руку в карман за калькулятором. А ведь мы все формулы знали наизусть, свободно в уме перемножали двухзначные числа. И у нас не было такого уникального источника информации, как интернет. Это, безусловно, пробелы в образовании. А еще повальное увлечение гаджетами. Школьник, который подсел на игры, приходит в вуз – и у него каша в голове. Готовит реферат – что-то послушает на лекции, а потом все скачает из интернета. При этом не сделает никакого анализа и даже не разберется, что это совсем не то, что нужно. И несет на защиту.
– Как реагируете?
– Ставлю зачет. Ведь он старался, искал. И возможно, что-то все-таки запомнил.
– Про студентов, сдающих экзамены профессорам, столько анекдотов придумано. Вы строгий преподаватель?
– Совсем нет. Раньше расстраивался, когда студент не приходил на лекцию. Думал, значит, читаю неинтересно. А потом убедился: иногда те, кто сидит в аудитории, могут в это время заниматься какими-то своими делами – читать новостные сайты в интернете, переписываться с друзьями, выполнять задание по другой дисциплине. Только не слушать. При этом отсутствующие в это время могут разгружать вагоны, зарабатывая на учебу, а затем самостоятельно выучить тему и сдать на отлично. Я так несколько раз поставил «прогульщикам» двойки. Потом даже было неудобно перед ребятами.
– Знаю, что вы пишете стихи по мотивам крылатых фраз известных мыслителей. Читаете свои сочинения студентам?
– Несколько раз мы собирались на творческую встречу в университетском общежитии. Я стараюсь переосмыслить сказанное великими и изложить это по-своему. Всего наберется около трех десятков самодельных книг. Первые из них отпечатаны на машинке в двух экземплярах. Надеюсь, ребятам понравилось.
P.S. Мы дали Евгению Петровичу «домашнее задание»: подобрать для читателей «Знаменки» несколько любимых четверостиший.
Источник одурения
Думаю, что нет расклада строгого,
Но в одном уверен, пусть их тьма,
Можно одуреть от очень многого,
Даже от своего ума.
(По В. Ключевскому)
Детство
Учтите, повзрослевших категория,
Кто хочет им натешиться, и всласть,
Оно есть состояние, в которое
Нельзя вернуться, можно только впасть.
(Неизвестный автор)
Совет юношеству
Какая идея тебя ни захватит,
Настойчиво действуй,
решительно, смело,
Найдя поначалу любимое дело,
А следом того, кто за это заплатит.
(По Кэтрин Уайтхорн)
Ошибка в теории происхождения человека
Пора давно бы устранить изъян,
Чтоб наши взгляды изменились круто:
Мы не произошли от обезьян,
Мы научились лишь от них чему-то.
(По Д. Самойлову)
Еще раз о вечном
Не считая физиков беспечными,
Всей душою голосую «за!».
Двигатели не бывают вечными,
Ими могут быть лишь тормоза.
(По Г. Малкину)
Забелло Евгений Петрович
Родился: в 1940 году в деревне Мерешино Слуцкого района
Семья: жена Мария Николаевна, две дочери, три внука
Образование: в 1961 году окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства по специальности «электрификация сельского хозяйства»
Карьера: в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1992-м – докторскую. Автор более 200 публикаций, 10 изобретений
Вкусы: книга – любимая домашняя библиотека, блюдо – всеяден
Фото предоставлено БГАТУ