Как снимали фильм «Три орешка для Золушки»

В гостях у сказки

— Лицо грязное от золы, но не трубочист.

— Шляпа с пером, лук и камзол, но не охотник.

— Платье со шлейфом, шитое серебром, но не принцесса.

Если вас смутили эти загадки, значит, вы либо юный принц, либо никогда не были «В гостях у сказки», а стало быть, не видели или просто забыли удивительно красивый зимний фильм «Три орешка для Золушки».


Воскресное утро советского школьника на рубеже семидесятых-восьмидесятых было распланировано по программе телевидения. В 9.30 — подъем по «Будильнику», затем полтора часа на завтрак и срочные дела, пока идут передачи «Служу Советскому Союзу» и «Здоровье», потом музыкальный антракт с Юрием Николаевым — «Утренняя почта» и, наконец, встреча с тетей Валей в программе «В гостях у сказки». Ежедневный эфир не баловал развлечениями, и современной детворе даже сложно представить, как их папы, мамы, а у многих уже дедушки‑бабушки спешили под узнаваемую мелодию занять место у экрана телевизора, чтобы хоть раз в неделю увидеть сказку. Не бесконечные, как сегодня, приключения оживших героев комиксов, а один‑единственный оригинальный фильм про путешествие Садко, приключения Буратино или как Маша и Витя под Новый год спасают Снегурочку от Кощея Бессмертного. Лубочные картины режиссеров Александра Роу, Александра Птушко или Надежды Кошеверовой по мотивам народных сказок составляли основу репертуара, поэтому показ фильмов социалистических стран вызывал особый интерес. Они были совершенно другими: царей сменяли короли, добрых молодцев — принцы, а девушки‑красавицы не носили длинных плетеных кос под платком... Навсегда в детской памяти отложились сказки восточногерманских и чехословацких кинематографистов: «Король Дроздобород», «Госпожа Метелица», «Златовласка» и, конечно, «Три орешка для Золушки».

В отличие от известного советского фильма, где Золушку сыграла наша землячка Янина Жеймо, под свою экранизацию чехословацкие кинематографисты переработали классический сюжет, взяв за основу произведение не братьев Гримм или Шарля Перро, а своей землячки Божены Немцевой. В «Трех орешках» Золушка смело бросает снежками в принца, умело стреляет из арбалета и теряет туфельку совсем не потому, что боится, что в полночь ее карета превратится в тыкву. Уверенная в себе девушка, хотя и давно влюблена принца, заставляет вельможную особу не просто выбрать себе жену по первому горячему чувству, но и дождаться взаимности, ее согласия.

Это может быть только стечение обстоятельств, а может, все‑таки чудеса? Задумывая фильм, режиссер Вацлав Ворличек и не предполагал снимать зимнюю сказку. Находясь во многом под впечатлением популярной в конце шестидесятых итальянской экранизации «Ромео и Джульетты», он хотел сделать красивую костюмированную картину. Под это даже заказали и уже пошили средневековые платья. Понимая, что силами только студии «Баррандов» такой проект не потянуть, в Праге решили привлечь коллег из ГДР. Там ответили согласием, однако на весну‑лето все уже было расписано (видимо, на ­ДЕФА снимали очередную сагу про индейцев), и предложили помощь своих специалистов зимой... Как раз в этот момент Ворличеку в венском музее на глаза попалась картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу», написанная в эпоху Возрождения, и решение пришло само собой: «Нет! Не весна! Зима! Снег, на котором коричневыми пятнами будут по‑брейгелевски живописно смотреться костюмы крестьян!»

Своя цепь случайностей привела на съемочную площадку и исполнительницу главной роли Либуше Шафранкову. «Я просмотрел около 25 актрис на роль Золушки и уже почти остановился на Яне Прейссовой, — вспоминал Вацлав Ворличек. — Но когда встретился с ней и мы оговаривали даты съемок, которые после переговоров с немцами перенеслись на зиму, Яна призналась, что уже будет на шестом месяце беременности. Вариант отпал...» К счастью, режиссер вспомнил про Шафранкову, которую недавно видел в ее дебютном фильме... «Я ехал на встречу с опозданием и мысленно говорил себе, что уже могу и не застать ее на месте, но она сидела там со сценарием в руках. Я подумал, может, она просто хочет вернуть его мне? Наоборот — Либушка была в восторге от роли Золушки!»

Наверное, в душе каждой девушки живет своя Золушка, романтично мечтающая встретить прекрасного принца. История старая и рассказанная тысячи раз, но сценарий именно этого фильма был словно написан под характер двадцатилетней Либуше Шафранковой. Она прекрасно скакала верхом: «В то время были популярными фильмы про ковбоев и индейцев, вроде Виннету и его «Сокровища Серебряного озера». Так что, даже когда мы ехали в школу на велосипедах, представляли себе, что скачем на лошадях. Я жила недалеко от школы верховой езды, собственно в сельской местности, а стало быть, проехаться конно не было проблемой. Лошади работали на полях, и, когда дело было закончено, можно было верхом вернуться в конюшню. Прямо так, без седла», — делилась воспоминаниями о своем детстве Либуше.

Найти принца казалось делом не столь сложным. Рассматривались несколько кандидатур, но в итоге Ворличек приметил Павла Травничека в выпускном фильме факультета кино и телевидения Пражской академии искусств: «В фильме был мальчик, который напомнил мне немного французского актера Алена Делона. На такое подобие зритель может купиться...» В отличие от Шафранковой Травничеку пришлось спешно брать уроки верховой езды, с чем он кое‑как справился, а вот избавиться от сильного моравского акцента так и не удалось. В итоге актера пришлось дублировать не только на немецкий и другие языки, но даже для родной чешской версии!

Натурные съемки прошли в окрестностях замка Морицбург, неподалеку от Дрездена, а также в Чехии. В замке Швигов, около Пльзеня, снимали двор мачехи. Так что если перевести в реальные километры, сколько пришлось бы принцу скакать с туфелькой за убежавшей Золушкой, он загнал бы не одну пару коней. Расстояние составляло более 200 километров! Эти километры, а в довершение всего и государственная граница стали серьезной помехой во время съемок. Из‑за разразившейся в Европе эпидемии ящура коням пришлось искать замену. «Когда мы отправлялись туда, автобус или автомобиль проезжал через ванны дезинфицирующего раствора, люди должны были выйти и очистить обувь, а вот транспортировка лошадей была категорически запрещена», — вспоминал о пограничных переездах Вацлав Ворличек.

Пошутила природа над создателями картины и погодой. Для сказочной зимы в Германии картинку пришлось заснеживать искусственно, зато в Чехии снега было столько, что в один из моментов конь под Травничеком глубоко провалился в сугроб. Просто чудо, что никто серьезно не пострадал. Зато постановочных киночудес в фильме фактически не было. «Самым большим волшебством в «Золушке» была сова. Чтобы она моргнула, Ворличек должен был шевелить палку, на которой она сидела», — делился впечатлениями Павел Травничек.

В широкий прокат фильм вышел 45 лет назад, в конце 1973 года, причем советские зрители увидели его даже раньше, чем в Чехословакии и ГДР. Это может показаться странным, но слава к молодым актерам Шафранковой и Травничеку пришла не сразу. Зато буквально в течение нескольких лет «Три орешка для Золушки» стал традиционным рождественским фильмом. В Чехословакии и немецкоязычных странах он превратился в такой же обязательный зимний атрибут, как в СССР новогодняя «Ирония судьбы...». И даже сегодня ни одно Рождество в Германии не обходится без чудесных превращений волшебных орешков в наряды для Золушки.

После того как несколько лет назад фильм восстановили и сделали его цифровую копию, он словно обрел второе дыхание. «Три орешка для Золушки» вновь посмотрели его давние преданные почитатели, а также открыли для себя новые зрители. Среди них, конечно, есть и внуки Либуше Шафранковой, которым она уделяет свое время, и дети других далеких стран: «Когда людей с разных континентов может объединить простая история с положительным зарядом, который имеют настоящие чешские сказки, я чувствую, что на нашей планете еще не все потеряно. Когда мир проходит духовное развитие через сказку — это согревает меня. Я сразу наполняюсь надеждой...»

Принцесса и принц

Либуше Шафранкова и Павел Травничек встретились еще в одной сказке — «Третий принц». Фильм получился довольно успешным, Либуше сыграла принцессу, Павел вновь предстал в образе принца. Причем не одного, а сразу двух — братьев‑близнецов. И хотя Павел не раз признавался, что на съемочной площадке, как и многие другие, был влюблен в Золушку, серьезных отношений между ними так и не сложилось. Да и личная жизнь пошла совершенно по‑разному. Либуше давно замужем за популярным чешским актером Йозефом Абргамом. Она по‑прежнему активно участвует во многих творческих проектах, при этом практически не дает интервью и тщательно оберегает семью от посторонних глаз и сплетен. В последние годы ей приходится бороться с непростой болезнью. Романтик и оптимист по жизни Павел Травничек женат уже в четвертый раз. Актер часто бывает на светских мероприятиях и с удовольствием общается с поклонниками. Ему удалось справиться с моравским акцентом, и теперь он активно участвует в дублировании фильмов. Причем не раз дублировал Алена Делона, благодаря некоему сходству с которым, собственно, и сам стал знаменитостью.

КСТАТИ

• Лестница замка Морицбург, на которой Золушка потеряла туфельку, давно стала популярным местом, где молодые люди предлагают своим любимым руку и сердце.

• Всего было изготовлено три туфельки. Две — с небольшим каблуком, чтобы актрисе было удобно бегать и запрыгивать на коня, а одну, более изящную, для «потери».

• Наряды в духе эпохи Ренессанса разработал Теодор Пиштек, спустя десяток лет награжденный «Оскаром» за костюмы к фильму Милоша Формана «Амадей».

• В феврале 2014 года платье, в котором Золушка танцевала на балу, украли прямо с выставки в замке Морицбург. По горячим следам преступление не раскрыли, но спустя три месяца воры сами инкогнито вернули пропажу.

• Фильм наполнен прекрасной музыкой Карела Свободы, а вот заключительная песня «Скажи мне, птичка, где живешь?» в исполнении Карела Готта звучит только в чехословацкой версии фильма. Ее как раз и показывали в нашем прокате, чем порадовали многочисленных советских поклонников «чешского соловья».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter