Лазерное оружие, компьютеры, беспилотники — то, что еще вчера фигурировало лишь в фантастических романах и блокбастерах, сегодня стало реальностью. Не так давно мир облетела новость: вооруженное лазером судно-амфибия .
Фото БелТА
ВМС США во время испытаний сбило беспилотник в Персидском заливе. Авторы новой технологии разрекламировали свое детище впечатляюще. Рассказали, например, что лазер работает “более точно, чем пуля”, движется в 50 000 (!) раз быстрее межконтинентальной баллистической ракеты и при этом значительно дешевле ее. Неудивительно, что применение новых технологий в армии называют не иначе как “третьей оружейной революцией”, которая может сравниться с изобретением пороха и ядерного оружия. Означает ли это, что искусственный интеллект на поле боя полностью вытеснит человека?
Важность инновационных технологий в военном деле никто не оспаривает. Более того, каждая революционная разработка заставляет вносить коррективы в тактику и стратегию боевых действий. Если, например, завтра кто-то придумает систему обнаружения подлодок, основанную не на акустическом эффекте, это в корне изменит войну на море. В свое время противотанковые ракетные комплексы едва не поставили крест на танках. Сейчас технологию боя стремительно меняют беспилотники. Они теперь не только ведут разведку, но все чаще используются для подавления живой силы противника, нанесения удара в труднодоступных местах, там, где существует риск для жизни пилота обычного самолета. Кстати, во время стратегических учений “Запад-2017” отлично зарекомендовали себя разведывательно-ударный беспилотный вертолет белорусской разработки и модернизированные летательные аппараты “Беркут-2”.
Военная техника, которой можно управлять дистанционно, — уже не просто дань моде, а необходимый и надежный элемент современной армии. Те же боевые роботы способны вести разведку, саперные работы, доставлять боеприпасы и даже оказывать огневую поддержку. И здесь наша страна выглядит весьма солидно на мировом рынке. К оружию белорусского производства, основанному на ИT-технологиях, программном обеспечении, проявляет интерес большое количество потенциальных зарубежных покупателей. Не успели иностранцы “остыть” от автоматического наблюдательно-огневого комплекса АДУНОК, а наши разработчики уже представили самоходный роботизированный противотанковый ракетный комплекс “Богомол”. Машина оснащена оптико-электронной системой c теплопеленгатором и лазерным дальномером. В итоге дальность обнаружения воздушных целей увеличилась в несколько раз. Однако чтобы полностью заменить людей на поле боя, роботы должны научиться действовать самостоятельно, без управления со стороны человека.
— До полноценного использования искусственного интеллекта в боевых условиях еще очень далеко, — уверен эксперт в области безопасности Александр Тищенко. — Не забывайте, ведь речь идет об оружии, военной технике, которая может убивать. И это очень опасно, если полностью доверить машине принятие решений. Разум — это все-таки прерогатива человека. Поэтому, несмотря на возрастающую роль информационных технологий, даже самые развитые в военном отношении страны вкладывают огромные деньги в модернизацию своей авиации, флота, стрелкового оружия.
Понятно, что численность войск, количество танков и самолетов уже не имеют решающего значения, как во Второй мировой войне. В современных конфликтах зачастую все решают даже не часы, а минуты. Поэтому на первый план выходят мобильность, маневренность и эффективность действий. И тут без новых решений, интересных находок, конечно, не обойтись, полагает Александр Тищенко:
— Ставку необходимо делать на новые перспективные системы, которые через 10—15 лет будут определять лицо армии. В первую очередь это информационно-управляющие системы, позволяющие наносить высокоточные удары, средства связи и радиоэлектронной борьбы, робототехника, ракетное оружие, дроны.
Именно по такому пути сейчас движется модернизация нашей армии. В мире уже хорошо знают белорусскую радиолокационную систему “Восток”, от которой не может скрыться практически ни один летательный объект. И вот еще одна новинка от конструкторского бюро “Радар” — станция “Гроза-С”. Для чужих дронов самое подходящее название. А ведь с виду ничего особенного. Система помещается в обычном микроавтобусе, который абсолютно не привлекает к себе внимания. Но в реальности новая станция способна нарушить управление беспилотника, обмануть его средства навигации и превратить в бесполезную игрушку. Подобными технологиями обладают всего лишь несколько стран.
Фото БелТА
А белорусская разработка “Солдат будущего” и вовсе не имеет аналогов, хотя подобный проект реализуют в армиях 20 государств. Функционально наша версия отличается тем, что весь комплекс полностью интегрирован в автоматизированную систему управления. В состав экипировки военнослужащего входят биометрические датчики, нашлемная система индикации, оптико-электронный прицельный комплекс, карманный планшетный компьютер, средства связи, сопряжения и электропитания. Такой комплект значительно повышает эффективность и выживаемость военнослужащего на поле боя за счет использования научных достижений в области бронематериалов, навигации, систем ночного видения. Потенциал одного бойца возрастает до уровня отделения.
И еще один важный момент. Повысить свой оборонный потенциал Беларусь во многом смогла собственными силами. Обновлены средства связи и навигации, парк учебно-боевых самолетов. В стране создана фактически новая военно-промышленная отрасль — ракетостроение. В прошлом году прошла успешные испытания и поставлена в войска ракетная система залпового огня “Полонез”. В армии появились боевая машина разведки “Сталкер”, новейшие модификации противотанкового комплекса “Шершень”, транспортная гусеничная машина “Москит” и многое другое.
В том, что это техника высочайшего мирового уровня, можно было убедиться во время учений “Запад-2017”. Эти маневры еще будут анализироваться специалистами. Но уже сейчас военная составляющая учений позволяет сделать главный вывод: наша армия движется в правильном направлении и в состоянии обеспечить безопасность государства и защитить его суверенитет.
Знай наших!
Белорусская реактивная система залпового огня “Полонез” вошла в мировую тройку лучших в 2017 году по версии российского интернет-видеоканала “Армии мира”. “Полонез” разместился на третьем месте после китайских AR3 и
WS-2D. Сразу за белорусской РСЗО идет израильская Lynx-EXTRA и российские “Торнадо-Г/С”. Каждая боевая машина “Полонеза” способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на расстоянии 200 километров. И это не предел. Дальность поражения целей новой модификации “Полонеза” составит до 300 километров.
Компетентно
Сергей Савенко, заслуженный деятель науки, доктор технических наук, профессор Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Беларуси:
— Однобокого развития быть не может. К искусственному интеллекту мы подбираемся все ближе. Но анализ современных военных конфликтов, при всех их различиях, показывает: без человеческого фактора на поле боя пока никак. Например, тот же “Солдат будущего”. Да, у него самая современная экипировка, совершенные средства навигации, защиты, информационное обеспечение. Но это все-таки человек, солдат. Компьютерные технологии, дроны, роботы лишь органично дополняют потенциал традиционных видов вооружения и военной техники, призваны повысить ее эффективность и обезопасить самого военнослужащего.
Я не согласен с тем, что в современной войне все может решить один клик мышью. Это, наверное, справедливо, когда речь идет о ядерном оружии. Но я надеюсь, до его применения дело все же не дойдет. А если говорить о поражении традиционными средствами, но с высокой точностью, тут в один клик ничего не получится. Поэтому главная характеристика армии завтрашнего дня — это мобильность и оперативность в управлении войсками. Средства разведки, в том числе спутниковой, космической, очень сильно развиты. И быстро развернуться, вовремя уйти с позиции очень важно. Кроме того, армия должна обладать высокоточным оружием и суперсовременным информационным обеспечением. И в этом плане мы уже достигли хороших результатов.
konon@sb.by
Универсальный солдат: миф или реальность
В бой идут одни роботы?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.