Выставка называется «Библия для народа 1692–1696 гг. Василия Кореня», и подготовлена она совместно с Государственным музеем истории белорусской литературы. 36 графических листов развешаны в фойе бельэтажа и доступны для просмотра перед началом спектакля или во время антракта. 20 из них – по мотивам книги «Бытие», 16 – «Апокалипсис».
В социальных сетях тут же вспомнили, что эти листы пару лет назад демонстрировались на «Славянском базаре» и уже тогда вызвали немалый интерес.
Но сейчас у счастливчиков была возможность выслушать комментарии ученых и понять, насколько велика значимость этих графических листов в истории белорусской культуры. Хотя создавались они в Москве, взбудораженной первыми петровскими реформами и буквально наводненной белорусскими умельцами, для которых всегда находилась работа.
В их числе был уроженец Дубровно, резчик по дереву Василий Корень. Его белорусское происхождение открылось совсем недавно. При том, что о его работах писал еще Дмитрий Ровенский – действительный тайный советник, один из авторов российской судебной реформы 1860-х годов, на досуге баловавшийся изучением старорусских гравюр и лубка. В 1983 году московский искусствовед Антонина Сакович опубликовала небольшой двухтомник «Народная гравированная книга Василия Кореня», но загадка так и оставалась нераскрытой.
– Российские исследователи очень долго не могли понять, что это за гравюры, не вписывающиеся в контекст российской действительности XVII века, – рассказывает заместитель генерального директора – директор по научной работе и издательской деятельности Национальной библиотеки Республики Беларусь, кандидат культурологии Александр Суша. –Искали корни вдохновения Василия Кореня в ярославских иконах, на Русском Севере, в Западной Европе.
А искать надо было в Беларуси – в Могилеве, в Орше, в Кутейно.
– Здесь в старопечатных книгах мы увидим один к одному такие же изображения, – уверяет Александр Суша.
Вспомним, кстати, что знаменитая Кутеинская типография, работавшая с 1630 года при Богоявленском монастыре, в 1654 году была вывезена в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году – в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году – на московский Печатный двор.
Один этот факт помогает осознать, насколько огромным было влияние белорусской культуры на культуру российскую в допетровскую и петровскую пору. А ведь были еще белорусские изразцы – так называемая кафля, расцвет которой приходится на XVI–XVII век. Был Симеон Полоцкий и многие другие люди и явления, без которых невозможно представить себе ни русскую, ни белорусскую культуру.
Что же необычного в тех изображениях, которые создавал Василий Корень? И почему так важно их увидеть?
– В них сочетаются традиции Востока и Запада, натурализм картины западной и духовность картины восточной или восточнохристианской. Что и дало в итоге ту психологическую народную традицию, которую мы видим в белорусской иконописи и гравюре XVII века, – говорит Александр Суша.
Разумеется, выставленные гравюры напечатаны уже в наши дни. Это дело рук российского художника-монументалиста, основоположника современного российского лубка Виктора Пензина. Вместе со своими сподвижниками он за десять лет реконструировал все 36 деревянных гравировальных досок, составляющих «Библию для народа».
– Впрочем, нужно понимать, что это никогда не была книга, это с самого начала были графические листы, – уточняет Александр Суша. – И насчет тиража 1000 экземпляров – это тоже не соответствует действительности. Скорее всего, «Библия» Кореня существовала в единственном экземпляре, и это было подношение для венценосных особ, как минимум – для кого-то из царской свиты.
Оригинал ныне хранится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке, а прибывшие к нам репродукции предназначены для временного показа, причем не только в Минске. Планируется целый тур по городам страны.
В Большом театре это сокровище пробудет вплоть до 9 апреля. На этот день намечен национальный балет «Анастасия» с Людмилой Уланцевой. И хоть его действие относится к началу XVI столетия, есть нечто общее между гравюрами Василия Кореня, музыкой Вячеслава Кузнецова и сценографией Александра Костюченко. Придите и убедитесь сами.
Фото Большого театра Беларуси