Сегодня еженедельные симфонические концерты кажутся утопией, но общение публики с большим симфоническим оркестром необходимо как воздух! Вплоть до того, что живая вибрация струн повышает иммунитет, а живой вокал расправляет легкие. Ведь, слушая прекрасное пение, мы бессознательно поем.
Кто-то подумает, что «Классика для всех» — это вальсы Штрауса. Но нет! Александр Михайлович Анисимов уважает свою публику, ее интеллектуальный уровень, ее способность воспринимать произведения крупные и порой непростые и подбирает программу так, чтобы это было долгожданно. Чтобы это было «вкусно». Чтобы об этом говорили и этим гордились.
— Нам помогает публика, если она с нами, если она получает ту энергию, которую мы отдаем! — признался мне Александр Михайлович в ноябре прошлого года, когда ковидные ограничения были на максимуме. — И публика отдает нам свою энергию! Когда есть вот этот симбиоз публики и оркестра, он и рождает то, что называется искусством исполнительства. Это очень непростая штука, и мы рады, что этому посвятили свою жизнь.
Нынешняя программа тоже долгожданная. Она предвкушалась как духовное лакомство, как торт со взбитыми сливками.
Соль-мажорная месса Шуберта... Сорок лет назад мы — консерваторский камерный хор и любительский симфонический оркестр Дворца профсоюзов под управлением маэстро Моткина — исполняли ее в тогдашнем Доме кино, в нынешнем Красном Костеле. Солировала народная артистка БССР, прекрасная и нежная Любовь Каспорская. Зал был набит битком, а мы — исполнители — плакали, настолько глубоко было волнение от самого звучания этой божественной музыки.
Вторая симфония Брамса — опять воспоминания. 1988 год, филармония, дирижирует смертельно больной народный артист БССР Юрий Ефимов. В зале буквально сто человек… и огромные чувства.
А вот Симфонию для духовых инструментов Стравинского я в наших стенах не припомню, и она очень-очень предвкушалась и оркестром, и дирижером, и публикой.
— Окружают мессу уникальные пьесы Стравинского и Брамса, — еще за две недели до концерта делился в социальных сетях Александр Анисимов. — По-моему, красивый сюжет.
Не случилось. Не сбылось. Обстоятельства оказались сильнее.
Расхворавшегося маэстро заменил дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь Юрий Караваев.
— Всю подготовительную работу вел маэстро Анисимов! — рассказал он мне после концерта. — Я репетировал только сегодня. Всю ночь учил симфонию Брамса, потому что никогда ее не дирижировал. Ни симфонию, ни мессу! Да, это школа жизни, но такова уж профессия дирижера.
Понятно, что за один день отрепетировать еще и симфонию Стравинского было невозможно. Но и того, что прозвучало, с лихвой хватило для радости и восторга. Звучание Государственного академического симфонического оркестра и Государственного камерного хора Республики Беларусь — почти безупречно. Солистка хора Вероника Чернявская — выше всех похвал.
И, конечно, дирижерская интерпретация — цельная, продуманная, увлекательная. Меня более всего поразило, насколько прослушано было все, даже второстепенные голоса в оркестре, мелкие длительности, фразировка, дикция — внятность, ясность, цельность, энтузиазм!
— Мы с Караваевым работаем часто и с разными составами, — говорит художественный руководитель Государственного камерного хора, заслуженная артистка Республики Беларусь Наталья Михайлова, — и одно из лучших его качеств — великолепная читка с листа, невероятная трудоспособность и, конечно, стрессоустойчивость, умение сконцентрироваться в нужный момент.
Молодого маэстро с удовольствием поздравляли и артисты оркестра, и коллеги, и обычные люди из публики. Потому что он и вправду этого достоин. Потому что музыка должна звучать!