В истории с телеканалом «Дождь» удивляет не то, что он проработал в Латвии сотню дней. А что на Россию он капал двенадцать лет. Особенно удивляет тех некоторых белорусов, которым отдельные россияне рассказывают, что у нас тут, мол, диктатура. А у них там, мол, демократия.
Приходится, наверное, согласиться: да, демократия, хуже, чем в Латвии. Хотя, глядя на мэра Риги, это выговорить трудно.
Точно так же в полузабытой уже истории с Красовским удивило не то, что Антон оказался антоном. А что слишком многие делали вид, что удивлены.
Красовский и Собчак на майдане в 2014 году смеются под портретами Бандеры – это московская тусовка переварила легко. Кстати, есть ли корреляция между понятиями «столичный бомонд» и «русская интеллигенция» - и в чем она, кто бы рассказал?
2015 год: «Крым, безусловно, украинский». «Вы приватизировали свои квартиры в те же самые годы, что Прохоров и Абрамович – свои предприятия». «Вступайте в брак хоть с собакой, если научите ее ставить подпись под соглашением». Назначить автора этих мыслей на должность «директора вещания на русском языке Russia Today» – это управленческое решение за гранью гениальности.
Что ж, в мае 21-го после встречи белорусов с Президентом в Овальном зале нашего парламента, Красовский из Москвы во всеуслышание заявлял: «9 миллионов русских людей отданы Лукашенко в батраки» («Теперь – наше время», 27.05.21., «СБ. Беларусь сегодня», https://www.sb.by/articles/teper-nashe-vremya.htmlhttps://www.sb.by/articles/teper-nashe-vremya.html).
При этом мы все – и в Москве и в Минске – забыли про его реплики по «делу Можейко», которого судят вот прямо сейчас («Изолгавшиеся», 16.11.21. «СБ. Беларусь сегодня», https://www.sb.by/articles/izolgavshiesya-mukovoz.html). Сделали вид, что ничего не было – как оно между взрослыми братьями обычно и бывает.
В свою очередь, в 2020-м году Дождь начал лить ведрами за белорусский мятеж – и уже не прекращал. Летом 21-го пытался подмочить Большой разговор с Президентом, действуя в одном дискурсе с WSJ, CNN, BBC («Репортеры бывают разные», 10.08.21., «СБ. Беларусь сегодня», https://www.sb.by/articles/lyudi-byvayut-raznye3.html).
Сентябрь 2021 года, Дождь уже признан в России иноагентом, Красовский утешает: «Наталья Синдеева [хозяйка] является моей довольно близкой подругой. Если ей когда-либо потребуется моя поддержка, я ее окажу в любой ситуации. И я точно знаю, что абсолютно так же поступит Маргарита Симоньян. Это тоже важно понимать».
Ну, мы поняли. Раз важно. Тем понятней, что ни слова против не услышали. Я сейчас про тех некоторых белорусов, что периодически дискутируют с отдельными российскими друзьями. Которые нет-нет, да и спросят: а почему вы не с нами? Не в одном строю? Давайте-давайте. Приезжайте к нам на Колыму!
Нет, уж лучше вы к нам… приезжайте погостить. Потому что мы поняли.
Двенадцать лет над Россией моросил Дождь, двадцать два года металось Эхо. Многие промокли и оглохли. Надо, наверное, подождать, пока их как-то высушат и приведут в чувство.
Нам в Беларуси трудно себе представить Тину Канделаки местного разлива: «Родину я поддерживаю, как и любой нормальный гражданин. Не более того». Вернее, ну как… наши канделаки гуляли-гуляли, шатали-дзяубли, да и сбегли, побросав белы польты. Не более того.
Поэтому нам в Беларуси, как и Тютчеву, «умом Россию не понять». Но очень бы хотелось, ведь надо.
Писатель из Севастополя Платон Беседин в изложении своих мыслей откровенен: «Ведь многим [специальная военная операция] откровенно по хрен. Это видно как по их социальным сетям, так и в реальной жизни. Фотографии задниц, советы от коучей, мемасики, кто где повеселился, кто что купил – впечатление такое, будто у граждан, «проживающих за оргией оргию» – рутинная праздность и только. В клубешниках – вечеринки. В кафешках – движуха. Тусуются, кайфуют. Это точно та страна, которая сражается за свое будущее?»
В Минске иногда задаются похожими вопросами.
Не то чтобы накипело… да и накипело тоже.