«Уйти из искусства невозможно»: народный артист Юрий Троян простился с Большим театром Беларуси

15 февраля 2020 года — последний день 53-летнего служения Юрия Трояна в стенах родного театра. Минчанин по рождению и по духу, народный артист БССР Юрий Троян два десятилетия блистал на белорусской сцене. В двадцать один год он стал заслуженным, в двадцать восемь лет — народным. Побывал с гастролями в восьми десятках стран. Имя его гремело по всему Советскому Союзу. Незабываемый Спартак, Тиль Уленшпигель, Хозе, он в 39 лет с неслыханной легкостью сменил амплуа, став заместителем директора, затем главным балетмейстером Большого театра Беларуси. И вот теперь, спустя год после своего 70-летия, Юрий Антонович принял непростое решение уйти на заслуженный отдых.



Вместе с ним ушла на покой целая эпоха. Можно только вообразить, кто были его партнеры в тех оперных спектаклях, в которых он — восьмилетний артист миманса — выходил на сцену в 1958-1959 годах. Млодек, Друкер, Нижникова, Александровская, Болотин, Ворвулев, Зюванов… Их имена звучат музыкой в сердцах опероманов.

Можно лишь представить, насколько колоссальным был груз ответственности, который ему приходилось нести.

— Когда я танцевал, мне почти каждую ночь снилось, что я опаздываю на сцену, — рассказывал он много лет спустя на юбилейной встрече со зрителями. — Музыка играет, вот уже мой выход, а я еще только переодеваюсь. Это был самый кошмарный сон из всех, какие я видел. И он приходил ко мне регулярно.

А ведь Юрий Антонович еще и сражался с последствиями травмы, которая чуть не поставила крест на его танцевальной карьере.

Возможно, в те нелегкие годы он и научился доброжелательности и спокойствию, о которых с таким восхищением говорили его коллеги на церемонии чествования-прощания, совмещенной со спектаклем «Сотворение мира». Легендарный балет Елизарьева был выбран потому, что 11 апреля 1976 года Юрий Троян первым станцевал партию Адама. Премьера имела головокружительный успех, и от Адама родилась вся нынешняя белорусская балетная школа.

«Сотворение мира». Премьера, 1976 год. В центре Юрий Троян. Архивное фото

Желающих сказать Юрию Антоновичу благодарственные слова было так много, что чествование, начавшееся, по традиции, перед спектаклем, продолжилось после его завершения, и большинство зрителей оставались в зале, приветствуя каждого выступающего бурными аплодисментами.

Юрий Троян прощается, но не расстается.
Фото Ирина Малахова (Большой театр Беларуси)
Были и награды, и цветы — от Министерства культуры Республики Беларусь, от Большого театра, от почитателей, коллег и учеников.

— Мое сердце, как, думаю, и ваши сердца переполняют два чувства — это восхищение и благодарность, — призналась в своей краткой речи начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Дрига.

Восхищение танцовщиком и благодарность хореографу — создателю национальных балетов, в которых воплотились страницы нашей средневековой истории.

— Как педагог и воспитатель Юрий Антонович очень много сделал для того, чтобы балетная труппа в Большом театре была в хорошей форме, чтобы она была цельной, какой мы ее видим сейчас, — отметила Ирина Владимировна.

Она выразила искреннюю надежду, что, уходя на заслуженный отдых, артист не расстается с театром:

— Своим опытом, своим талантом, своим мастерством, своими советами вы будете помогать, вы будете всегда служить примером для творческой молодежи.

С таким же настроением выступила и генеральный директор Большого театра, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Дулова.

— Уйти из искусства невозможно, — убеждена Екатерина Николаевна. Это невозможно сделать ни физически, ни духовно.

Очень много добрых слов в адрес Юрия Антоновича Трояна сказали ученики и коллеги.

«Сотворение мира». Адам - Антон Кравченко. Ева - Ирина Еромкина.
Фото Ирина Малахова (Большой театр Беларуси)
— Никто в жизни не дал мне столько, сколько дали вы, — признается нынешний Адам, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко.Вы открыли мне путь на большую сцену. В моей жизни вы единственный, кто точно объяснял и показывал, как нужно сделать. Достаточно было одной репетиции, и сразу все получалось. Спасибо вам огромное!

— Мне посчастливилось быть партнершей Юрия Антоновича, — вспоминает художественный руководитель Белорусской государственной хореографической гимназии колледжа, народная артистка БССР Инесса Душкевич.С ним можно было танцевать с закрытыми глазами: взлетаешь, приземляешься и снова взлетаешь…

Не забывает она и о заслугах Трояна перед хореографическим колледжем:

— Хочу напомнить всем, что Юрий Антонович стоял у истоков строительства здания хореографического колледжа на Притыцкого. А ведь практически вся труппа белорусского балета — это наши выпускники

У оперного режиссера Галины Галковской свои причины для благодарности Мастеру:

— Когда ставишь спектакль, должна быть команда. Не просто постановщики, которые состязаются друг с другом в интеллектуальных изысканиях. Спасибо вам за «Князя Игоря»! Не только за «Половецкие пляски», которые вы отредактировали, но и за важнейшие для меня хореографические фрагменты. Я верю, что мы не расстанемся. Спасибо за совместный труд и ощущение творческой команды!

И все, абсолютно все с восхищением говорят о той особой атмосфере, которую создавал вокруг себя Юрий Антонович, работая в театре.

— Благодарю вас за тепло, за добро, которое исходит от вас при каждой с вами встрече, будь то на сцене или в коридоре, — говорит прославленная оперная певица, народная артистка Беларуси Нина Шарубина.

— За эти годы вы создали очень гармоничную, благоприятную, теплую атмосферу в коллективе — атмосферу поддержки, взаимопонимания и помощи, — говорит Антон Кравченко. — Ваша дверь никогда не закрывалась для артистов, и порой выстраивались огромные очереди, чтобы попасть к вам. Но вам всегда хватало времени уделить каждому внимание и решить все проблемы, которые вам приносили люди.

— Ваш жизненный путь в этом театре для нас был и остается примером служения не только искусству балета, но и нам, артистам, — признается балерина, заслуженная артистка Республики Беларусь Марина Вежновец. — И неважно, это заслуженный артист или выпускник колледжа, который только пришел в наш театр. Вы всегда говорили: «Добро пожаловать в семью!»

Юрия Трояна сердечно благодарят его артисты.
Фото Ирина Малахова (Большой театр Беларуси)

Частью этой семьи Юрий Антонович останется навсегда, вне зависимости от того, как дальше будет развиваться его жизнь и карьера.

— Для начала нужно подправить здоровье, — говорит он. — Есть предложения по поводу постановок в России. Если это состоится, я буду рад.

Кстати, Юрий Троян проговорился, что его путь хореографа начался с постановки танцев в фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Фильм снимался в 1975 году на «Беларусьфильме», вместе с Трояном над танцами работал гораздо более опытный постановщик — народный артист БССР Семен Дречин.

— Есть некая ирония в том, что я начал со сказки и закончил сказкой, — улыбается Юрий Антонович, имея в виду свою последнюю постановку в белорусском Большом театре — «Конька-Горбунка».

И вправду, жизнь как сказка! Пусть она будет долгой и счастливой — жизнь, без остатка отданная белорусскому балету.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter