45 лет фильму «Тот самый Мюнхгаузен»

«Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»

Двухсерийный телефильм «Тот самый Мюнхгаузен», снятый в 1979 году, — одна из наиболее значимых и знаковых работ режиссера Марка Захарова и актера Олега Янковского. После успеха «Обыкновенного чуда» в 1978‑м Захаров хотел по горячим следам продолжить сотрудничество с артистом не только на театральной сцене, но и в кино и предложил ему новую роль, неожиданную как для самого Янковского, так и для худсовета, который еще пришлось убеждать. И, как выяснилось очень скоро, не ошибся: из‑под его рук вышел очередной киношедевр, прославивший всех участников.


Пьеса «Самый правдивый» драматурга Григория Горина, с которым Захаров был дружен, несколько лет шла в театре Советской армии, где на сцену в роли барона Мюнхгаузена выходил неподражаемый Владимир Зельдин. Музыку к спектаклю сочинил еще один друг Горина — композитор Алексей Рыбников. Посмотрев постановку, Марк Захаров загорелся идеей перенести приключения барона Мюнхгаузена на телеэкран. Переделать пьесу в кино­сценарий для Горина не составляло труда, да и в целом можно было пойти по легкому пути: музыка написана, да и артист на главную роль есть — это Зельдин. Но… Марк Захаров к тому времени уже окончательно определился с предпочтениями — он хотел задействовать в фильмах актеров театра «Ленком», которым руководил. И в первую очередь Янковского.

Так что Захаров отказался и от Зельдина, и от Андрея Миронова, который устраивал и худсовет, и Григория Горина. 
Отстаивая кандидатуру Янковского, режиссер едва не рассорился с другом‑драматургом! Прямо скажем, было из‑за чего: Янковский был слишком молод для этой роли — всего 35 лет, тогда как по сюжету у него взрослый сын‑офицер, да и никто из членов худсовета не видел его в комедийном сюжете. 

Тем более если сравнивать с уже вросшим в роль Мюнхгаузена опытным и элегантным Зельдиным или, берите выше, со знаменитым Мироновым, одно имя которого обеспечило бы успех! Но режиссер был непреклонен. Сам Янковский позже говорил: «Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы…» Сам режиссер, объясняя артисту, как он должен играть своего барона, рассказывал такую притчу: «Распяли человека и спрашивают: «Ну как тебе там?» — «Да ничего. Только улыбаться больно». Григорий Горин, протестовавший больше всех, впоследствии признавал прозорливость режиссера в отношении Янковского: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»


Якобину фон Мюнхгаузен, с которой барон всю первую серию безуспешно пытается развестись, сыграла прима «Ленкома» Инна Чурикова — из‑за своей занятости на съемках она бывала наездами и в работе партнеров не щадила, стремясь сделать все максимально хорошо. Она же предложила режиссеру Леонида Ярмольника на роль корнета Феофила, истеричного сына барона Мюнхгаузена. И весьма жестко вела себя со своим протеже, добиваясь достоверности в работе — во всяком случае, в сцене с пощечиной Чурикова руку не придерживала, дубль за дублем от души прикладываясь к щеке молодого коллеги.
Роль любовника баронессы адвоката Рамкопфа режиссер отдал Александру Абдулову — как и в случае с Янковским, Захаров вывел актера из романтического амплуа, в котором тот фигурировал в «Обыкновенном чуде». 

За роль обаятельного и беспринципного негодяя Абдулов был от души благодарен — он совершенно не желал застрять навеки в образе трепетного героя‑любовника.

Возлюбленная барона Марта, на которой он хочет жениться, — еще одна важная женская роль. Марк Захаров хотел снимать Татьяну Догилеву, она органично смотрелась в образе простой и искренней девушки из народа. Но актрису забраковал худсовет, и начались поиски. Пробовали Ирину Мазуркевич, Галину Золотареву и других претенденток, пока наконец не остановились на Елене Кореневой. Актриса вспоминала: «Я тогда хипповала, носила стрижку ежиком, и мой внешний облик абсолютно не соответствовал моей героине. Гримерам пришлось изрядно потрудиться». Так как в труппе она оказалась единственной женщиной, именно ей выпало быть в свободное от съемок время предметом воздыханий коллег‑актеров. Вплоть до того, что Леонид Ярмольник даже сделал ей предложение. Правда, получив отказ, свел все к шутке.


Леонида Броневого на роль Герцога режиссер взял без всяких проб, просто почувствовав «своего» актера. «Характер непростой был. Но мы ему все прощали. Слишком велик был талант…» — вспоминал позже о Броневом режиссер, отмечая, что артист при всем своем даровании и мастерстве звездной болезнью не страдал и постоянно был собой недоволен.


Бургомистра блестяще сыграл Игорь Кваша: «Мне нравился очень сценарий, — признавался актер. — И сценарий был Гриши Горина, который был моим очень близким другом. И с Захаровым мы друзья, и снимались друзья. Поэтому это было замечательно вообще все. Поэтому я с большим удовольствием пошел туда работать».

На роль главнокомандующего Марк Захаров выбрал Семена Фараду — для артиста, не имевшего профессионального актерского образования, чей старт на сцене и в кино случился достаточно поздно, эта роль стала первой по‑настоящему запоминающейся и принесшей известность. «Фарада обладал особым комедийным даром, очень редким, я такого больше не встречал, — говорил о нем Захаров. — Он умел делать все очень весело, заразительно, остроумно. Фарада был призван для игры в абсурдистских пьесах».
Еще один важный герой фильма — пастор, сыгранный Владимиром Долинским. И «пробить» роль для Долинского режиссеру было в чем‑то куда сложнее, чем убедить худсовет в том, что Янковский лучше всех сыграет Мюнхгаузена. 

Дело в том, что Долинский только вышел из мест заключения, куда попал за продажу валюты. Именно Марк Захаров вернувшегося после четырех лет отсидки актера позвал к себе в гости, кормил, поил и поддерживал морально. И заново открыл ему путь в профессию, казалось, закрытый навсегда. «1 февраля 1977 года я вернулся, а 3‑го уже работал в театре: с еще не снятой судимостью, без московской прописки... — вспоминал Долинский. — А дальше пошли приглашения в кино, хотя за меня Захарову приходилось биться». Бился режиссер и за Любовь Полищук, которую на Центральном телевидении тогда не любили, и эпизод, где она исполняет песенку о бароне Мюнхгаузене, вырезали. Правда, со временем вернули на место.

Съемки велись в дружественной ГДР, в городке Вернигероде, часть массовки — например, охотники в первой сцене — немцы, отсюда такие фактурные, совершенно не славянские лица. Ну и эффектная натура в виде замков и мощеных улочек, по которым гуляют герои картины. «Тот самый Мюнхгаузен» вышел на экраны 1 января 1980 года, в этом же году телефильм Марка Захарова взял сразу два приза (один — за режиссуру) на фестивале «Злата Прага» в Чехо­словакии. Год спустя жюри Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов присудило режиссеру еще одну награду — «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск».

А фильм разошелся на цитаты — грустные и смешные, мудрые и абсурдные. И, конечно, все помнят финальную реплику Мюнхгаузена — Янковского: «Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter