Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Удочерите» бабушку. Замещающие семьи для одиноких пенсионеров: как это работает

Клавдии Гавриловне 94. Она любит молочный суп, детективы и передачу «Давай поженимся!». И до сих пор с ностальгией вспоминает о работе на минском тонкосуконном комбинате («Вот представьте: стоит огромная трехцилиндровая машина…») У Клавдии Гавриловны нет детей, которые могли бы взять на себя заботу о ней. Но женщине повезло: ее «удочерили», приняли в замещающую семью. И хотя эта форма соцобслуживания достаточно новая, она успела стать хорошей альтернативой дому-интернату для сотен одиноких пенсионеров. Как живет замещающая семья? И какие «плюшки» положены ей от государства?

Светлана Касак стала «мамой» для своей тети

Мама – для тети

1 января Клавдии Кацко, или, как ее называют домашние, тете Клаве, исполнилось 94 года. А может, и не 1-го: у детей войны часто были утеряны документы, и им «рисовали» дни рождения на праздники, чтобы именины всегда выпадали на выходной. Несмотря на солидную цифру, она сохранила ясность ума и хорошо помнит детство, которое было, прямо скажем, не радужным:

– Я росла с пятью сестрами и братьями. Когда стала постарше, родители, чтобы уменьшить количество едоков, отправили меня «в люди» – в чужую семью, чтобы я помогала по хозяйству в обмен на содержание. В войну жила в детском доме в Барановичах, а после Победы вместе с сестрой Марией устроилась на тонкосуконный комбинат в Минске, где в итоге проработала 44 года. До сих пор храню пропуск – рука не поднимается выбросить. 

Клавдия Гавриловна жалеет только об одном – не получила образования. 

– Пару классов до войны, пару после – вот и вся моя школа. Руководство комбината отправляло в «вечерку», но с ней что-то не заладилось. Бегать на танцы мне было куда интереснее, чем ходить на занятия, – подмигивает тетя Клава.

Несмотря на то что она никогда не страдала от дефицита кавалеров, замуж так и не вышла. Хотя не скрывает, что звали. Говорит: не хотела переходить дорогу сестре, мол, под венец первой должна пойти старшая. А когда наконец дождалась Машиной свадьбы, хорошие предложения закончились. Впрочем, от одиночества Клавдия Гавриловна никогда не страдала: сестра вышла замуж за моряка, которого месяцами не было дома, и постоянно нуждалась в помощи с детьми. 

– Тетя Клава помогала нам во всем, – рассказывает ее племянница Светлана Касак, которая и стала для нее «приемной мамой». – Она нас с братом и кормила, и в школу водила, и банты мне завязывала. Причем не помню ни одного случая, чтобы тетя повысила на нас голос. Мне кажется, наша Клава вообще не умеет ругаться.


Суп, салат и обнимашки

Со временем Клавдии Гавриловне становилось все труднее самостоятельно вести хозяйство, и Светлана забрала ее к себе. В Территориальном центре социального обслуживания населения Московского района Минска подсказали, что пенсионерку можно «удочерить» – оформить замещающую семью. Что это дает? Во-первых, теперь женщины, между которыми нет кровного родства, официально связаны, что облегчает решение многих проблем. Например, у врача не возникает вопросов, если Светлана приходит за рецептом для Клавдии Гавриловны. Кроме того, Светлане полагается ежемесячная выплата в размере  бюджета прожиточного минимума, что стало хорошим подспорьем в их небольшом хозяйстве. Но самое главное – тетя Клава получает хороший уход и живет в теплой семейной атмосфере, которую не способен обеспечить ни один, даже самый лучший, дом-интернат.

В квартире у Клавдии Гавриловны – отдельная комната с двуспальной кроватью и большим телевизором, где транслируются ее любимые передачи: прогноз погоды и «Давай поженимся!». Рядом с кроватью – библиотечные книги в жанре иронического детектива. А в глубине тумбочки – нитки и спицы: теплые носки ее авторства есть у всех домашних.

Светлана уверяет, что ей с тетей несложно: 

– Она никогда не капризничает, наоборот, не терпит лишней суеты вокруг себя. Несмотря на возраст, Клавдия Гавриловна достаточно самостоятельна. Я поручаю ей мелкие бытовые дела: заправить постель, накрошить салат, сварить простой суп, помыть тарелки – не потому, что не могу сделать этого сама, а потому что ей тоже важно чувствовать себя полезной. Мы много разговариваем, обнимаемся, жалеемся. Это стереотип, что обнимашек хочется только детям: пожилым они нужны ничуть не меньше. 

А как же рассуждения о том, что со стариками всегда сложно? 

– Мне нет, – не задумываясь отвечает Светлана. – Может быть, просто потому что я ее люблю.

ЦИФРЫ «ЗН»

В Беларуси в замещающих семьях проживают около 380 одиноких пожилых людей и людей с инвалидностью. 

КОМПЕТЕНТНО

Татьяна Кабариха, заведующая отделением социальной помощи на дому ТЦСОН Московского района Минска:

– Замещающая семья – это сравнительно новый вид соцобслуживания, который появился в 2017 году. Он позволяет оформить уход за одиноким пожилым человеком, достигшим 70 лет, а также за совершеннолетним инвалидом I или II группы людям, которые не являются ему кровными родственниками. Важное условие: они должны проживать совместно и вести общее хозяйство, так что стать замещающей семьей для бабушки из соседней квартиры не получится. Конечно, есть определенные условия. Например, у подопечного должна быть отдельная комната, а его вклад в общий бюджет не может превышать 75 процентов от пенсии. Отдельно хочу отметить, что статус замещающей семьи не дает права распоряжаться собственностью подопечного, в том числе его жильем.


Для создания замещающей семьи необходимо собрать пакет документов и заключить трехсторонний договор между местным исполнительным органом, одиноким пенсионером и помощником – человеком, который готов взять на себя обязательства по уходу. Если подопечный – инвалид I группы, помощник может рассчитывать на ежемесячную выплату в размере бюджета прожиточного минимума. В Московском районе Минска таких семей пока две, но мы надеемся, что в будущем их станет гораздо больше.

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter