Кадры решают все
Однако это вовсе не означает, что мы должны отказаться от устоявшихся подходов, на практике доказавших свою эффективность, подчеркнул с трибуны председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко:— Полагаю, мы все разделяем эту принципиальную позицию Главы государства. Речь скорее идет о тонкой настройке некоторых важных элементов отечественной школы, которая позволит ей более успешно справляться со своей главной функцией — подготовкой молодого поколения к жизни и профессиональной деятельности. В условиях вызовов современности.
Ведь следствием цифровизации уже стала бурная кадровая революция. И, по словам Владимира Андрейченко, этот процесс будет только нарастать. При этом спикер опасается, что в скором будущем наши вузы рискуют выпускать специалистов, которые попросту никому не понадобятся. Впрочем, уже сегодня многие компании предпочитают самостоятельно готовить кадры. Это быстрее и дешевле, чем их переучивать. Чтобы избежать такого исхода, по мнению Владимира Андрейченко, придется активно перестраивать систему профессиональной подготовки, укрепляя связь образования, науки и производства, учитывая аспекты региональной политики и делая ставку на компетенции, востребованные экономикой знаний. При этом он обратил внимание:
— Нам, конечно же, важно вооружить молодых людей определенным набором знаний. Но гораздо важнее научить их творчески мыслить, самостоятельно ориентироваться в бесконечном информационном море и привить им потребность учиться на протяжении всей жизни.
Председатель Палаты представителей также обратил внимание на то, что современные технологии нужно воспринимать не как панацею, а как инструмент, которым и педагоги, и их ученики должны научиться грамотно пользоваться. Пояснил:
— Мы осознали пользу удаленного обучения, которое выручило нас во время пандемии. Но это не должно стать нормой в обычных условиях. Онлайн-формат будет действительно полезен, если использовать его для развития творческого мышления, навыков самостоятельной работы.
Культурный код нации
Акцент в современном образовании — на гуманитарных дисциплинах. Владимир Андрейченко объясняет это так: именно они призваны привить подрастающему поколению правильное представление о духовно-нравственных ценностях, долге, чести, патриотизме и милосердии. Как это будет реализовано на практике, подробно рассказал министр образования Игорь Карпенко. Сначала журналистам, а потом с трибуны Овального зала.Итак, новость номер один. Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования. Это предложение, кстати, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Игорь Марзалюк назвал честным, правильным и достойным:
— Если люди смутно знают историю, не разбираются в элементарных вещах, не узнают в лицо Янку Купалу, Якуба Коласа или Максима Богдановича, путают двадцатое столетие с пятнадцатым, это не комильфо.
Когда мы знаем свои исторические традиции, мы начинаем себя уважать.Истории, к слову, внимание будет уделяться особое. Среди не менее важных предложений, озвученных министром, было следующее: с нового учебного года в 5—6-х классах учреждений общего среднего образования будут организованы факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».
— В настоящее время разрабатывается учебно-методический комплекс по данному курсу, содержание которого направлено на побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, осознанию себя гражданином и патриотом своей страны, — рассказал Игорь Карпенко.
А в новом учебнике «История Беларуси. 11 класс» нашли отражение вопросы, связанные с разъяснением сущности оккупационного режима, преступного характера оккупационной власти, коллаборационизма и политики геноцида. Изменения готовятся и для высшей школы:
— В вузах мы не будем повторять историю Беларуси, а сделаем упор на историю белорусской государственности.
Дисциплина, к слову, станет стержневой. Изучаться будут, уточняет Игорь Марзалюк, исторические формы государственности, эволюция всех государственных институтов и наша белорусская специфика.
demeshko@sb.by