Каким быть современному белорусскому образованию: парламентские слушания на эту тему состоялись в Минске

Учиться на нашей истории

Народное единство, государственный суверенитет и, конечно, устойчивое развитие — те ключевые постулаты, укрепление и усовершенствование которых просто невозможны без человеческого капитала. Без грамотных, думающих и креативных людей. Именно поэтому создание качественно новой образовательной системы, способной гибко реагировать на вызовы времени, становится чуть ли не самой важной государственной задачей. Об этом говорил Глава государства на VI Всебелорусском народном собрании, об этом говорили и в четверг в Овальном зале Парламента. Слушания на эту тему состоялись с участием всех заинтересованных: сенаторов, депутатов, представителей профильных министерств и государственных комитетов, руководителей вузов и школ.

Кадры решают все

Однако это вовсе не означает, что мы должны отказаться от устоявшихся подходов, на практике доказавших свою эффективность, подчеркнул с трибуны председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко:

— Полагаю, мы все разделяем эту принципиальную позицию Главы государства. Речь скорее идет о тонкой настройке некоторых важных элементов отечественной школы, которая позволит ей более успешно справляться со своей главной функцией — подготовкой молодого поколения к жизни и профессиональной деятельности. В условиях вызовов современности.

Ведь следствием цифровизации уже стала бурная кадровая революция. И, по словам Владимира Андрейченко, этот процесс будет только нарастать. При этом спикер опасается, что в скором будущем наши вузы рискуют выпускать специалистов, которые попросту никому не понадобятся. Впрочем, уже сегодня многие компании предпочитают самостоятельно готовить кадры. Это быстрее и дешевле, чем их переучивать. Чтобы избежать такого исхода, по мнению Владимира Андрейченко, придется активно перестраивать систему профессиональной подготовки, укрепляя связь образования, науки и производства, учитывая аспекты региональной политики и делая ставку на компетенции, востребованные экономикой знаний. При этом он обратил внимание:

— Нам, конечно же, важно вооружить молодых людей определенным набором знаний. Но гораздо важнее научить их творчески мыслить, самостоятельно ориентироваться в бесконечном информационном море и привить им потребность учиться на протяжении всей жизни.

Председатель Палаты представителей также обратил внимание на то, что современные технологии нужно воспринимать не как панацею, а как инструмент, которым и педагоги, и их ученики должны научиться грамотно пользоваться. Пояснил:

— Мы осознали пользу удаленного обучения, которое выручило нас во время пандемии. Но это не должно стать нормой в обычных условиях. Онлайн-формат будет действительно полезен, если использовать его для развития творческого мышления, навыков самостоятельной работы.

Культурный код нации

Акцент в современном образовании — на гуманитарных дисциплинах. Владимир Андрейченко объясняет это так: именно они призваны привить подрастающему поколению правильное представление о духовно-нравственных ценностях, долге, чести, патриотизме и милосердии. Как это будет реализовано на практике, подробно рассказал министр образования Игорь Карпенко. Сначала журналистам, а потом с трибуны Овального зала.

Итак, новость номер один. Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования. Это предложение, кстати, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Игорь Марзалюк назвал честным, правильным и достойным:

— Если люди смутно знают историю, не разбираются в элементарных вещах, не узнают в лицо Янку Купалу, Якуба Коласа или Максима Богдановича, путают двадцатое столетие с пятнадцатым, это не комильфо.
Когда мы знаем свои исторические традиции, мы начинаем себя уважать.
Истории, к слову, внимание будет уделяться особое. Среди не менее важных предложений, озвученных министром, было следующее: с нового учебного года в 5—6-х классах учреждений общего среднего образования будут организованы факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».

— В настоящее время разрабатывается учебно-методический комплекс по данному курсу, содержание которого направлено на побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, осознанию себя гражданином и патриотом своей страны, — рассказал Игорь Карпенко.

А в новом учебнике «История Беларуси. 11 класс» нашли отражение вопросы, связанные с разъяснением сущности оккупационного режима, преступного характера оккупационной власти, коллаборационизма и политики геноцида. Изменения готовятся и для высшей школы:

— В вузах мы не будем повторять историю Беларуси, а сделаем упор на историю белорусской государственности.

Дисциплина, к слову, станет стержневой. Изучаться будут, уточняет Игорь Марзалюк, исторические формы государственности, эволюция всех государственных институтов и наша белорусская специфика.

demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter