Ученик батюшки Серафима Николай Александрович Мотовилов (1809—1879), исцеленный им от тяжелой болезни, записал несколько его наставлений, из которых наиболее известное и обстоятельное — «Беседа о цели христианской жизни».
В чем же цель христианской жизни и в чем цель современной школы? Кто-то сразу спросит: а какая связь между двумя этими вопросами? Обратившись к наставлению преподобного Серафима Саровского, мы найдем ответы на оба.
Из беседы святого Серафима с Николаем Мотовиловым мы узнаем, что ученик преподобного с детских лет искал ответ на, казалось бы, простой вопрос: в чем цель христианской жизни? «С 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворили», — говорит Николай Мотовилов, которому на тот момент было уже 22 года. С 12 лет и до этого возраста его «неотступно тревожил» вопрос, касающийся цели христианской жизни. Из этого вытекает первый важный вывод: Господь открывает Себя тем, кто ищет Его.
«Ищите — и найдете». Этот принцип духовной жизни применим и в решении задач нашей земной жизни, нашего служения, нашего образования. Неотступный поиск как условие обретения истины, нахождения ответов. Душа, которая не ищет, чаще всего и не может принять и понять совет или ответ. И наоборот, душа ищущая понимает ответ с полуслова. Здесь мы с вами согласимся: конечно же, ученик должен быть ищущим, иметь интерес к знаниям. И обязательно посетуем, что среди сегодняшних школьников это редкость. А как же учитель? Ведь и он должен быть ищущим. Наличие диплома педуниверситета еще не делает учителя экспертом душ человеческих, педагогом с большой буквы. Молодой специалист только становится на путь, на котором предстоит найти подход к душе каждого ученика.
И вот что открывает Николаю Мотовилову преподобный Серафим: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия… Стяжание все равно что приобретение». Итак, цель — не дела, а их результат. Это второй важный вывод.
Цель христианской жизни — в тесном общении человека с Богом и преображающем действии Бога на человека. В школе все происходит подобным образом. Истинная цель школьного образования — совсем не «решить задачу» и «выполнить упражнение», отнюдь не хорошо завершить четверть, сдать экзамен и даже поступить в вуз. Задачи, упражнения, тесты лишь средство. Так, через решение тысяч задач и примеров мальчик, который в шесть лет интересовался машинками и велосипедом, к шестнадцати становится самым настоящим математиком, другой — инженером, третий — программистом. Мы до конца не знаем, как это происходит, не можем сформулировать и воспроизвести технологию, одинаково подходящую для всех. Наверное, определенное прозрение для ищущего учителя наступает где-то к десятой годовщине выпуска его первых учеников. Когда они на встрече выпускников подходят к педагогу и счастливые говорят слова благодарности. Здесь мы видим, выражаясь языком преподобного Серафима, что учитель «стяжал», то есть приобрел своими трудами, своими уроками благодарных учеников, а они — навык творить, умение работать над любой проблемой и решать ее. Наверное, это и есть главный результат работы учителя.
Естественно стремление верующего педагога научить вере и других, в первую очередь своих учеников, привить им, как сейчас говорят, основы нравственности. Увы, не всегда дети слышат наши слова о вере. Очень часто все методики, инновации и выразительные средства оказываются беспомощными перед привычкой безнравственной жизни. Но выход есть. Можно обратить детей и взрослых к Богу и вовсе не говоря о Церкви, а проповедуя лишь своей жизнью, своей душой, наполненной благодатью Святого Духа и очищенной от нетерпения, раздражительности, суетности, осуждения и прочих нелицеприятных спутников современного человека.
Секрет педагогики преподобного Серафима очень простой и одновременно сложный: «Стяжи дух мире, и тысячи спасутся вокруг тебя».
Протодиакон Павел БУБНОВ, преподаватель Минских духовных академии и семинарии, кандидат богословия, главный редактор журнала «Ступени».