Еще приятнее, что и не настолько обеспеченные белорусы тоже хотят, чтобы учителя для Беларуси стали еще лучше. Поэтому они внимательно смотрят на «Команду Программы», которая все эти донаты, финансы и инвестиции будет реализовывать и осваивать.
Чистые руки
И тут обычных мам и пап поджидает сюрприз. Можно даже сказать: се-пра-айз! Потому как команда там подобралась — ну просто оторви и выбрось. Достаточно глянуть на их личные странички в соцсетях.Дмитрий Макарчук — регулярный слушатель «Еврорадио», внимательный читатель экстремиста Мотолько, ценитель мыслей Шпараги — «представительницы гуайдихи по вопросам образования». Да и сам человек пишущий: один только им самолично написанный рассказ «Про пингвина Сашу и пингвина Вову — единственного, кто не бросил Сашу» чего стоит.
Ирина Адамович — достаточно посмотреть список друзей: и Данейко там есть, и Северинец, и Волошин, и Пальчис, и Жвалевский-Пастернак, и Зарецкая с Федоровой. Синие козы и вдохновители мятежа в друзьях у учительницы — понятно, учительницы чего.
Ольга Ткачук — сбор пожертвований «ахвярам», поиск работы «репрессированным», протесты были «исключительно мирные, но совершенно точно сметут власть».
Алена Мельченко — «низабудим-нипрастим».
Татьяна Демчук — выставочное фото в бчб.
Татьяна Квятинская и Варвара Злобина — фейсбук почищен. Но следы «плача по убиенному Роме» все же остались у одной. Как и неугасающая любовь к фотомотолькам у другой.
Все они — френды и друзья. Для более широкого общения, обмена мнениями и повышения квалификации у «команды» (и не только) есть страница «Родительский совет Беларуси». Где, скажем, профориентацию подростков проводит Анна Исаенко — бчбшка, тутбайка и распространитель петиций в одном светлом лице.
На той странице они публикуются, делятся разным, рассказывают одна одному о мероприятиях. Таких, к примеру: «Учитель для Беларуси. Летний интенсив». Знаете, под каким лозунгом проходил? «Перемены начнутся на твоих уроках». Причем перемены выкрашены в бчб.
Шесть дней такого интенсива (за счет «Сбер Банка», надо полагать?) — и для Беларуси учитель, может, и не будет еще готов. А вот для «перамен» — да.О такой мелочи на странице «Учитель для Беларуси», как cерия онлайн-встреч про «образовательное неравенство в нашей стране» с беглой Ольгой Шпарагой, нечего и упоминать. Если кто эту фемину вдруг не знает — вот, например: «Мир и воззрения», 4.02.21, «СБ. Беларусь сегодня».
Закончить картину маслом можно «Падборкай любiмых твораў на беларускай мове ад каманды «Настаўнiк для Беларусi». Там и Ганна Северинец, и Светлана Алексиевич, и Виктор Мартинович, и Жвалевский с Пастернак — никто из духовных окормителей «мирнага пратэсту» не забыт. «Якраз да выходных!»
И — через проинтенсивленных учителей — «якраз» для наших детей.
Гете и черти
STEM (STEAM) образование — программа обучения, сочетающая естественные науки (science), технологии (technology), инженерию (engineering) и математику (mathematics) с добавлением искусств (arts). Не будем дискутировать о нужности и полезности, просто отметим: «STEM-подход был предложен учеными Национального научного фонда США в 2001 году». Фонд этот — грантораспределитель при американском правительстве.В STEM-движении, которым в масштабах нашей страны занимается ассоциация «Образование для будущего», любят «Учителей для Беларуси» и наоборот. Перекрестно рекламируют друг друга: «STEM-фестиваль 11—12 июня 2021 в Гомельском Университете им. Ф. Скорины создаёт из года в год STEM-амбассадор, подвижница и просто невероятно талантливый педагог Светлана Скакун».
У себя на страничке невероятно талантливый педагог постит «Айтишники против Лукашенко» и «Обращение честных учителей Беларуси», а год назад подвижнице были «очень нужны перемены прямо сейчас».
В свою очередь, программа «Учитель для Беларуси» «очень близка и интересна» самой Скакун, как и вся та бчб-команда. Не потому ли, что ее сын Алексей Скакун год назад активно поддерживал и координационный совет, и платформу «Голос», и фонд BySol? Или потому, что участник ее фестиваля Егор Долгалевец («дышу математикой») — одновременно и тутбайка, и «живебеларусь»?
Чем он на самом деле дышит, можно понять по его же комментарию к «перформансу во дворе на улице Червякова»: «Великолепно! Браво!!»
Ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего» — это, наверное, хорошо. Для STEM-движения уж точно. А вот что директором ассоциации значится Валентина Чекан — без сомнения, плохо. Ибо она — протестунка ярая, бчбшница завзятая, фанатка Imaguru («Зловонный хаб», 23.04.21).
Еще Чекан — соосновательница «частной школы LuCh». В которой бчб на стенах класса красовался уже 24 августа 2020 года. Кстати, ведь и большинство вышеперечисленных «учителей», кроме программ, проектов и движений, где-то еще числятся и работают! В образовании работают, в школах да гимназиях, детей наших учат.
Учат, как ябатек не любить. И даже их увольнять, их детей выгонять — а чего ж, коли школа частная, а ты сама себе хозяйка.Есть и еще проект, где многие такие пересекаются и участвуют, называется «PROдвижение образовательных инициатив», и сообщество «EdCamp Belarus», и… много их. Не каждому родителю по силам разобраться в замаскировавшихся. Да и не должны они, читатели наши и родители, не их обязанность.
Очень все это напоминает «структуры гражданского обчества» («Горбы на ровном месте», 2.06.21, «СБ. Беларусь сегодня»). Так же переплетены, так же формально самостоятельны, так же являются ячейками одной сети.
Перед нами — сеть. В стране нашей — выстроена сеть. В образование наше — и в школьное, и в учительское — просунута сеть. А многие начальные вервия этой сети тянутся знаете откуда? Из Goethe-Institut Minsk — недавно закрытого «афiцыйнага культурнага цэнтра ФРГ у Беларусi».
Холодная голова
Вернемся к тому, с чего началось: к вопросу читателей об «Учителях для Беларуси». Вопрос ведь не только в том, что «Сбер Банк», по сути, финансирует (если вообще не взял на содержание) тех, кому к детям, в образовательный процесс, на ниву воспитания и образования должна быть дорога заказана.Ведь проект-то начался еще в 2019 году, «реализует его фонд «Новая школа» (учредил «БПС-Сбербанк»)». А директор фонда — та самая Татьяна Квятинская. Которая бчб-команду, судя по всему, под себя и собрала.
Поскольку «Сбер Банк» — он российский, там должны помнить историю российского же олигарха Михаила Ходорковского. Тот, было дело, не только учителей пытался учить, но и детей в школах, и депутатов в Думе. Денег давал — всем хватало. С довольно прозрачной целью: захват власти. Продолжает заниматься антигосударственной (по отношению как к России, так и к Беларуси) деятельностью, будучи в эмиграции, и посейчас.
Иначе говоря, проблема шире, чем просто немножко не тем отсыпали бабла, прабачце.Партнерами в области образования программы «Учитель для Беларуси» названы: Министерство образования РБ, Академия постдипломного образования, БГПУ имени М. Танка и закрытый ныне Институт Гете.
У меня есть деликатный вопрос ко всем еще не закрытым: кто за вас, извините, должен следить за персоналом программы, простите великодушно, напрямую и плотно (и официально) работающим с реальными учителями? За сложившейся — как-то так оно само, наверное, получилось? — бчб-группой, которая «предоставляет учителям кураторскую, методическую и проектную поддержку, образовательную программу, также выплачивает стипендию (+зарплата в школе), компенсирует расходы на аренду жилья и предоставляет для работы ноутбуки»?
Которое из учреждений конкретно?
Кто из ваших многочисленных и, безусловно, компетентных чиновников персонально ответственен за то, что «региональные школы на 2 года при острой нехватке учителей математики, физики, иностранных, русского языка и начальных классов» их получат — но соответствующим образом подготовленных? Подготовленных любителями бчб-расцветок, фанатами «мирных пратэстаф», знатоками «ахвяр и рэпрэссий», при этом «низабуду-нипрастившими» — кто лично, фамилии можете назвать?
Ведь для того, чтобы узнать все написанное выше, ничего не нужно, кроме желания открыть социальные сети и посмотреть, кто это там намерен подбирать и обучать учителей для страны? Одно лишь, повторю, желание это сделать — или нежелание делать вообще хоть что-нибудь.Если не хуже.
Горячее сердце
Дело не в критике самой программы «Учитель для Беларуси» (и остальных проектов и движений) — может, она-они и хороши. И нужны, и полезны. Но поручить (позволить, дать крышу) выполнять их бчбшникам — это как протестунам дать в руки оружие. Тот же Дмитрий Макарчук стенает: «Iх можна (кiраўнiкоў ваенна-патрыятычнага выхавання) ўвогуле падпускаць да дзяцей? А колькi яны будуць зарабляць? А мне можна?»Вот именно военруки-то и должны проследить, чтобы спички в руки детей не попадали и головы оставались неиспорченными. Хотя бы в наших школах. А вам, Дмитрий, нельзя, и шпарагам вашим тоже нельзя.
«Цалкам верагодна, што гэта новая назва зампалiтаў. I тады школьнай адукацыi прыйдзе поўны гамон», — будто чувствует неизбежное протестун с гитарой.
А вот читатели «СБ. Беларусь сегодня» полагают, что гамон придет, если эти команды змагароў-протестунов продолжат приманивать, обрабатывать и методично проектировать в своем духе белорусских учителей. И чем дольше такая команда будет работать в сфере образования, тем полнее придет гамон.
Заодно уж приведем и список простых, не титульных, спонсоров проекта «Учитель для Беларуси»: Vizor и EPAM — из ПВТ, «21 век» — со своими проблемами и «Эду Трэвел» — организация студенческих поездок за рубеж. Комментарии, мне кажется, тут не нужны.
Вот комментариев от министерств, как говорится, и ведомств мы с читателем Ильей будем ждать с нетерпением. Пожалуй, и не только мы.«До оценки 10 за патриотическое воспитание детей мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты». И мы с читателями часть таких фактов постарались изложить. Дело за малым: «Наведите порядок в школе, чего бы это нам ни стоило. Школа должна формировать хотя бы на своей территории порядок, и это уйдет в общество».
И общество очень сильно ждет.
mukovoz@sb.by
t.me/nakipelo_by
Рисунки Олега КАРПОВИЧА.