Доцент кафедры токсикологической и аналитической химии, начальник Центра трансфера медицинских и фармацевтических технологий Витебского государственного медицинского университета Михаил Пивовар – педагог в четвертом поколении. Он преподает, ведет научный кружок в вузе, а в свободное время... летает под облаками.
Дело семейное
Белый халат ему к лицу. В семье Михаил первым решил пойти в медицину:– Прабабушка была педагогом, одна бабушка – учителем начальных классов, вторая – химии, дедушка – трудовиком, мама (кстати, по диплому химик-биолог) – воспитателем в детском саду, а папа – доцентом ветакадемии. Когда я поступил в ВГМУ, мама заметила: «Похоже, династии конец...» Как же она ошибалась! Говорят, все профессии от людей и только две – от бога: учить и лечить. Рад, что мне удалось совместить обе.
Любовь к химии, которая в итоге привела на фармфакультет, у парня с детства. Еще в пятом классе прочитал двухтомник по неорганической химии из домашней библиотеки. Абитуриентом рассматривал два варианта: стать инженером пищевой промышленности или фармацевтом. О сделанном выборе ничуть не жалеет:
– Несмотря на красный диплом, учился не для оценок, а в удовольствие. Благодарен преподавателям, своему научному руководителю профессору Александру Ильичу Жебентяеву, которые помогли мне раскрыть потенциал.
Любопытно, что когда-то Михаил грезил вовсе не медициной. Хотел стать военным летчиком, но не прошел по здоровью:
– Может, это и к лучшему. В свои 38 я полон идей, стремлений, думаю о докторской диссертации. Хочу создать принципиально новую технологию производства лекарственных препаратов. Пока без подробностей, скажу одно: если все получится, мы точно еще встретимся.
1500 под облаками
Михаилу все же удалось дотянуться до небес. Дед, который помимо уроков труда вел кружок по моделированию, научил его делать быстрых воздушных змеев и авиамодели. В десятом классе парень перешагнул порог клуба «Авиатор» Витебского городского центра дополнительного образования детей и молодежи, где готовили планеристов. В тот же год поднялся в воздух, вспоминает Михаил:– Дело было на взлетке в микрорайоне Журжево. Вместе с нашим инструктором Николаем Козловым летали невысоко, но какими же яркими были эмоции! Позже он где-то раздобыл серийный параплан СПП-30, и в свое удовольствие мы кружили над холмами в Ольгово.
Два года назад, после 15-летнего перерыва в полетах, Михаил осуществил давнюю мечту – взмыл на планере над облаками. Для этого приехал в Бобруйский аэроклуб и взял час полета с инструктором. Высота – 1500 метров, кромка облаков, которых, кажется, можно коснуться руками… Такое запоминаешь раз и навсегда, признается Михаил:
– Когда аппарат набрал высоту, я взял на себя штурвал. Дальше – чистый восторг: Бобруйск, Осиповичи как на ладони. Казалось, прошло минут 15–20, как вдруг инструктор предложил покрутить в конце пилотаж. Правда, что счастливые часов не наблюдают... В тот момент я был на седьмом небе, но знал, что еще приятнее разделить это чувство с родными. С женой Алесей (кстати, она тоже медик – провизор) и сыном Стасом у нас была отдельная летная программа. За десять минут на легкомоторном самолете сделали круг над Бобруйском.
– Стас, наверное, тоже захотел стать летчиком? – предполагаю я.
В ответ папа улыбается:
– Пока видит себя трактористом. Ходили с семьей на выставку «Беларусь интеллектуальная» – от механизмов и машин сына было не оторвать. Живой интерес к конструированию, технике у него в крови, так что возможно все.
3D-принтер в помощь
Михаил знает, как важно подарить крылья другим. Личным примером, смелыми идеями заинтересовать ребят наукой, в которой всегда есть место полету мысли и творчеству. Успешных проектов под началом Михаила Леонидовича много. В одной из лабораторий нам демонстрируют жидкостный хроматограф для анализа лекарственных средств, фармацевтических субстанций, ветеринарных препаратов. При их качественном и количественном разборе такой аппарат используют в девяти из десяти случаев. Для образовательного процесса вещь незаменимая!Вместе со студентами дали этому оборудованию вторую жизнь, рассказывает преподаватель:
– Сейчас готовим работу по восстановлению хроматографических материалов, а именно дорогостоящих колонок. Стандартный цикл таких – две-три тысячи фармацевтических анализов. Пробуем продлить их службу в два-четыре раза. Если удастся, экономический эффект не заставит ждать. Предлагаем технологию, которой смогут воспользоваться все профильные предприятия.
В этой же лаборатории разместился еще один восстановленный под руководством молодого ученого хроматограф – газовый, времен СССР. Его дополнили аналого-цифровым преобразователем. За модернизацию авторы получили первое место в конкурсе ВГМУ «Медицинские стремления – 2021». В этом году достижения тоже есть! Например, пятикурсница фармацевтического факультета президентская стипендиатка Анна Ефремова победила в Республиканском конкурсе научных работ. Ее проект посвящен 3D-технологиям для печати элементов аналитического оборудования. Анна объясняет:
– На специальном фотополимерном принтере можно создавать детали лабораторных приборов, такие, например, как эти крепежные лапки для штативов иономеров. Со временем эти держатели рассыпаются, а новые отдельно не выпускают. В помощь – 3D-принтер и полимерные смолы. Недавно мы выиграли вузовский стартап-грант на закупку этих совсем недешевых материалов. Сейчас заняты углубленным изучением их свойств. Производители не дают подробную информацию, а как поведет себя та или иная напечатанная нами деталь, нужно знать обязательно.
Анна и Михаил знают, как применить 3D-технологии на практике
Очень важна практическая польза наших 3D-моделей, резюмирует Михаил Пивовар:
– Их используют для оборудования на кафедре, в аккредитованной химико-фармацевтической лаборатории ВГМУ. Видели бы вы, как загораются глаза ребят, когда они видят, что созданное ими востребовано и реально работает. Это лучшая мотивация!
naumova@sb.by