Когда можно будет прогуляться по подвесному мосту в Мостах?
Главной достопримечательностью 15‑тысячного города Мосты целых полвека был подвесной пешеходный мост уникальной конструкции. Самый длинный в Беларуси — 193 метра! Ныне старый мост через Неман полностью разобрали. А поскольку это невероятно популярное место у туристов, рассказываем, каким будет новый мост и когда откроют по нему движение.
Так выглядел подвесной мост до начала реконструкции.
…Место здесь очень живописное. Величаво несет свои воды Неман, ширина реки достигает 200 метров, высота обрыва — 20 метров. Дух захватывает! Сверху отлично видно, как идут работы.
На вопрос, зачем нужно было до основания все разбирать, специалисты отвечают, что построенный еще в 1972 году мост, хоть и был реконструирован в 1995‑м, устарел и морально, и физически. Прежняя конструкция выдерживала 190 килограммов на квадратный метр.
Между тем нагрузка на подвесное сооружение в последнее время значительно возросла: в Мосты приезжает все больше туристов, в том числе путешествующих по безвизу. По новому проекту мост станет крепче более чем в два раза и выдержит 400 килограммов на квадратный метр.
Работы начались в мае. Строители действуют слаженно, каждый четко знает свой маневр. Полностью разобрав прежнюю конструкцию, через Неман проложили временную — для проезда спецтехники и подвоза стройматериалов. Кстати, у нового моста, как и у его предшественника, будет четыре несущие опоры — две анкерные и два пилона. Теперь строителям-монтажникам нужно подвесить на тросы металлические пролеты моста и надежно закрепить их. Дело это кропотливое, монтаж займет около месяца.
Новый мост будет прежних габаритов — 193 метра длиной и 1,5 метра шириной. Но появятся новые фишки — к примеру, красочная ночная подсветка и десятиметровый стеклянный пол посередине конструкции. Наверняка последнее порадует любителей острых ощущений.
Заместитель председателя Мостовского райисполкома Сергей Горошко, которого мы встретили на объекте, признается:
Сергей Горошко и Дмитрий Шпула.— Все знакомые, в том числе из других регионов, постоянно интересуются сроками ввода объекта в эксплуатацию. Отвечаю: к Новому году, максимум — к январскому Рождеству. Вон видите, сколько «контролеров»?
Смотрю в сторону парка, куда кивнул Горошко, и действительно, прямо за ограждением стоит толпа любопытных. Как оказалось, специально приехал сюда в свой выходной день, чтобы часик-другой понаблюдать за процессом, местный житель Александр Коцко, ныне работающий в Минске:
— Интересно следить за стройкой! Я же по специальности электромонтажник. Любопытно, как будут крепить стеклянные прозрачные элементы настила. Надо будет приехать!
Тем временем машинист крана Дмитрий Карпович берет гаечный ключ весом под 10 килограммов и проверяет крепление на мощной стальной конструкции. С уверенностью говорит, что новый мост будет надежным. С широкой улыбкой его поддерживает напарник Станислав Безляпович, разматывая прибывший из Китая длиннющий трос:
— Вот к этому мы с ребятами добавим белорусское трудолюбие — и будет красота!
Дмитрий Карпович.
Руководящий работами прораб Гродненского филиала ОАО «Мостострой» Дмитрий Шпула обращает внимание на долговечность нового моста:
— Только в одну из опор было залито 330 тонн бетона. Его массив — четыре метра, а сваи уходят на девять метров в глубину, потому что тросы, на которых крепится металлическая конструкция, весят 40 тонн.
В 70 — 80‑е прошлого века в парке в Мостах на открытой площадке проводились танцевальные вечера для молодежи. После танцев парни, провожая приглянувшихся девчат домой, на высоком шатающемся мосту шли на уловку — сильно его раскачивали. Девушки от испуга, едва не падая, крепко обнимали своих кавалеров. Говорят, в Мостах благодаря раскачивающемуся мосту немало семей родилось.
В ТЕМУ
Как изменится самый длинный в стране пешеходный путепровод?
Микрорайоны Сельмашевский и Старый Аэродром в Гомеле разделяют железнодорожные пути. Дорога в обход неблизкая — четыре километра. В 1987 году силами завода «Гомсельмаш» был построен пешеходный путепровод, ставший самым коротким способом попасть в центр Гомеля прямо от заводских стен и самым длинным подобным инженерным сооружением в Беларуси. На протяжении 37 лет прогулка длиной 550 метров стала привычной для тысяч гомельчан. С высоты открывались виды на город и территорию машиностроительного гиганта. Считай — промышленный туризм задолго до того, как он вошел в моду. В августе путепровод закрыли на капитальный ремонт, который активно продолжается и в эти дни. На первом этапе разобраны старый пандус и лестница. Со стороны улицы Кирова проведены необходимые демонтажные работы, сейчас идет устройство временных сооружений для монтажа железобетонных блоков. Идет работа и наверху. Монолитные плиты и фасадные блоки уверенно занимают свои места согласно проекту. В Сельмашевском микрорайоне тем временем готовят котлован под устройство фундамента опоры.
Оценить изменения гомельчане смогут в апреле 2025 года, говорят в филиале «МСУ № 4» ОАО «Мостострой». На путепроводе заменят ограду, укрепят пролеты, появятся условия для маломобильных граждан и велосипедистов. Главным новшеством станет поликарбонатный навес, защищающий от непогоды. Внутри его планируют сделать освещение, чтобы даже в темное время суток пешеходам было комфортно.
Родом из 1972‑го
Главная достопримечательность Мостов — идея бывшего генерального директора «Мостовдрева»
Евгений Радкевич привез идею из родного Архангельска, разработал проект, сметную документацию и лично руководил работами. Необычный мост строили всю зиму, а конструкцию собирали прямо на льду реки Неман. К слову, лед тогда достигал толщины 30 — 40 сантиметров. А уже по весне, в апреле 1972 года, объект торжественно открыли.